Извлечения из

СВОДА ОСНОВНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКОНОВ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

(в новой редакции от 23 апреля 1906 г.)


Раздел первый
ОСНОВНЫЕ  ГОСУДАРСТВЕННЫЕ  ЗАКОНЫ

 

1. Государство Российское едино и нераздельно. 1906 Апр. 23, собр. узак., 603, ст. 1.

2 Великое Княжество Финляндское, составляя нераздельную часть Государства Российского, во внутренних своих делах управляется особыми установлениями на основании особого законодательства. Там же, ст. 2.

3. Русский язык есть язык общегосударственный и обязателен в армии, во флоте и во всех государственных и общественных установлениях. Употребление местных языков и наречий в государственных и общественных установлениях определяется особыми законами. Там же, ст. 3.


Глава первая. О СУЩЕСТВЕ ВЕРХОВНОЙ САМОДЕРЖАВНОЙ ВЛАСТИ

4. Императору Всероссийскому принадлежит Верховная Самодержавная власть. Повиноваться власти Его, не только за страх, но и за совесть, Сам Бог повелевает. 1906 Апр. 23, собр. узак., 603, ст. 4.

5. Особа ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА священна и неприкосновенна. Там же, ст. 5.

6. Та же Верховная Самодержавная власть принадлежит ГОСУДАРЫНЕ ИМПЕРАТРИЦЕ, когда наследство Престола в порядке, для сего установленном, дойдет до лица женского; но супруг Ее не почитается Государем: он пользуется почестями и преимуществами, наравне с супругами Государей, кроме титула Там же, ст. 6.

7. ГОСУДАРЬ ИМПЕРАТОР осуществляет законодательную власть в единении с Государственным Советом и Государственною Думою. Там же, ст. 7.

8. ГОСУДАРЮ ИМПЕРАТОРУ принадлежит почин по всем предметам законодательства. Единственно по Его почину Основные Государственные Законы могут подлежать пересмотру в Государственном Совете и Государственной Думе. Там же, ст. 8.

9. ГОСУДАРЬ ИМПЕРАТОР утверждает законы и без Его утверждения никакой закон не может иметь своего совершения. Там же, ст. 9.

10. Власть управления во всем ее объеме принадлежит ГОСУДАРЮ ИМПЕРАТОРУ в пределах всего Государства Российского. В управлении верховном власть Его действует непосредственно; в делах же управления подчиненного определенная степень власти вверяется от Него, согласно закону, подлежащим местам и лицам, действующим Его Именем и по Его повелениям. Там же ст. 10.

11. ГОСУДАРЬ ИМПЕРАТОР, в порядке верховного управления, издает, в соответствии с законами, указы для устройства и приведения в действие различных частей государственного управления, а равно повеления, необходимые для исполнения законов. Там же, ст. II.

12. ГОСУДАРЬ ИМПЕРАТОР есть верховный руководитель всех внешних сношений Российского Государства с иностранными державами. Им же определяется направление международной политики Российского Государства. Там же, ст. 12.

13. ГОСУДАРЬ ИМПЕРАТОР объявляетвойну и заключает мир, а равно договоры с иностранными государствами. Там же, ст. 13.

14. ГОСУДАРЬ ИМПЕРАТОР есть Державный Вождь российской армии и флота. Ему принадлежит верховное начальствование над всеми сухопутными и морскими вооруженными силами Российского Государства. Он определяет устройство армии и флота и издает указы и повеления относительно: дислокации войск, приведения их на военное положение, обучения их, прохождения службы чинами армии и флота и всего вообще относящегося до устройства вооруженных сил и обороны Российского Государства. ГОСУДАРЕМ ИМПЕРАТОРОМ, в порядке верховного управления, устанавливаются также ограничения в отношении права жительства и приобретения недвижимого имущества в местностях, которые составляют крепостные районы и опорные пункты для армии и флота. Там же, ст. 14.

15. ГОСУДАРЬ ИМПЕРАТОР объявляет местности на военном или исключительном положении. Там же, ст. 15.

16. ГОСУДАРЮ ИМПЕРАТОРУ принадлежит право чеканки монеты и определение внешнего ее вида. Там же, ст. 16.

17. ГОСУДАРЬ ИМПЕРАТОР назначает и увольняет Председателя Совета Министров, Министров и Главноуправляющих отдельными частями, а также прочих должностных лиц, если для последних не установлено законом никакого порядка назначения и увольнения. Там же, ст. 27.

18. ГОСУДАРЬ ИМПЕРАТОР, в порядке верховного управления, устанавливает в отношении служащих ограничения, вызываемые требованиями государственной службы. Там же, ст. 18.

19. ГОСУДАРЬ ИМПЕРАТОР жалует титулы, ордена и другие государственные отличия, а также права состояния. Им же непосредственно определяются условия и порядок пожалования титулов, орденов и отличий. Там же, ст. 19.

20. ГОСУДАРЬ ИМПЕРАТОР издает непосредственно указы и повеления, как в отношении имуществ, личную Его собственность составляющих, так равно в отношении имуществ, именуемых Государевыми, кои, всегда принадлежат Царствующему ИМПЕРАТОРУ, не могут быть завещаемы, поступать в раздел и подлежать иным видам отчуждения. Как те, так и другие имущества не подчиняются платежу налогов и сборов. Там же, ст. 20.

21. ГОСУДАРЮ ИМПЕРАТОРУ как Главе ИМПЕРАТОРСКОГО Дома, принадлежат, согласно Учреждению о ИМПЕРАТОРСКОЙ Фамилии, распоряжения по имуществам удельным. Им же определяются также устройство состоящих в ведении Министра ИМПЕРАТОРСКОГО Двора учреждений и установлений, равно как порядок управления оными. Там же, ст. 21.

22. Судебная власть осуществляется от имени ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА установленными законом судами, решения коих приводятся в исполнение именем ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА. Там же, ст. 22.

23. ГОСУДАРЮ ИМПЕРАТОРУ принадлежит помилование осужденных, смягчение наказаний и общее прощение совершивших преступные деяния с прекращением судебного против них преследования и освобождением их от суда и наказания, а также сложение, в путях МОНАРШЕГО милосердия, казенных взысканий и вообще дарование милостей в случаях особых, не подходящих под действие общих законов, когда сим не нарушаются ничьи огражденные законом интересы и гражданские права. Там же, ст. 23.

24. Указы и повеления ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА, в порядке верховного управления или непосредственно Им издаваемые, скрепляются Председателем Совета Министров или подлежащим Министром либо Главноуправляющим отдельною частью и обнародываются Правительствующим Сенатом. Там же, ст. 26.


Глава вторая. О ПОРЯДКЕ НАСЛЕДИЯ ПРЕСТОЛА

25. ИМПЕРАТОРСКИЙ ВСЕРОССИЙСКИЙ Престол есть наследственный в ныне благополучно царствующем ИМПЕРАТОРСКОМ Доме...


Глава четвертая. О ВСТУПЛЕНИИ НА ПРЕСТОЛ И О ПРИСЯГЕ ПОДДАНСТВА

53. По кончине ИМПЕРАТОРА, Наследник Его вступает на Престол силою самого закона о наследии, присвояющего Ему сие право. Вступление на престол ИМПЕРАТОРА считается со дня кончины Его предшественника...


Глава седьмая. О ВЕРЕ

62. Первенствующая и господствующая в Российской Империи вера есть Христианская Православная Кафолическая Восточного исповедания. 1797 Март 18 (17879); 1800 Февр. 1 (19263); 1803 Июл. 4 (20837) 1841 Апр. 24, Выс. утв. заключ. Св. Синода; 1906 Апр. 23, собр. узак., 603, ст. 24.

63. ИМПЕРАТОР, Престолом Всероссийским обладающий, не может исповедывать никакой иной веры, кроме Православной (ст. 62). 1797 Мая 7 (5070); 1741 Ноябр. 28 (8476); 1797 Апр. 5 (17910); 1841 Апр. 24, Выс. утв. заключ. Св. Синода; 1906 Апр. 23, собр. узак., 603, ст. 24.

64. ИМПЕРАТОР, яко Христианский Государь, есть верховный защитник и хранитель догматов господствующей веры, и блюститель правоверия и всякого в Церкви святой благочиния. 1721 Янв. 25 (3718) ч. 1, введ. - В сем смысле ИМПЕРАТОР, в акте о наследии Престола 1797 Апр. 5(17910) именуется Главою Церкви. - 1906 Апр. 23., собр. узак., 603, ст. 24.

65. В управлении Церковном Самодержавная Власть действует посредством Святейшего Правительствующего Синода, Ею учрежденного. 1721 Янв. 25 (3718) введ. и ч. 1, п. 3; 1906 Апр. 23, собр. узак., 603, ст. 24.

66. Все не принадлежащие к господствующей Церкви

  • подданные Российского Государства, природные (а) и
  • в подданство принятые (б), также
  • иностранцы, состоящие в Российской службе, или
  • временно в России пребывающие (в),
  • пользуются каждый повсеместно свободным отправлением их веры и богослужения по обрядам оной...


    Глава девятая. О ЗАКОНАХ

    ...86. Никакой новый закон не может последовать без одобрения Государственного Совета и Государственной Думы и восприять силу без утверждения ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА. Там же, ст. 44.

    87. Во время прекращения занятий Государственной Думы, если чрезвычайные обстоятельства вызовут необходимость в такой мере, которая требует обсуждения в порядке законодательном, Совет Министров представляет о ней ГОСУДАРЮ ИМПЕРАТОРУ непосредственно. Мера это не может, однако, вносить изменений ни в Основные Государственные Законы, ни в учреждения Государственного Совета или Государственной Думы, ни в постановления о выборах в Совет или в Думу. Действие такой меры прекращается, если подлежащим Министром или Главноуправляющим отдельною частью не будет внесен в Государственную Думу в течение первых двух месяцев после возобновления занятий Думы соответствующий принятой мере законопроект, или его не примут Государственная Дума или Государственный Совет. Там же, ст.45.

    88. Законы, особенно изданные для какой-либо местности или части населения, новым общим законом не отменяются, если в нем именно такой отмены не постановлено. Там же, ст. 46.

    89. Каждый закон имеет силу только на будущее время, кроме тех случаев, когда в самом законе постановлено, что сила его распространяется и на время предшествующее, или что он есть только подтверждение и изъяснение с мысла закона прежнего. Там же, ст. 47.

    90. Общее хранение законов полагается в Правительствующем Сенате. Посему все законы должны быть вносимы в подлиннике или в заверенных списках в Правительствующий Сенат. Там же, ст. 48.

    91. Законы обнародываются во всеобщее сведение Правительствующим Сенатом в установленном порядке и прежде обнародования в действие не приводятся. Там же, ст. 49. 92. Законодательные постановления не подлежат обнародованию, если порядок их издания не соответствует положениям сих Основных Законов. Там же, ст. 50.

    93. По обнародовании, закон получает обязательную силу со времени назначенного для того в самом законе срока, при неустановлении такового срока - со дня получения на месте листка Сенатского издания, в коем закон напечатан. В самом издаваемом законе может быть указано на обращение его, до обнародования, к исполнению по телеграфу или посредством нарочных. Там же, ст. 51.

    94. Закон не может быть отменен иначе, как только силою закона. Посему, доколе новым законом положительно не отменен закон существующий, он сохраняет полную свою силу. Там же, ст. 52.

    95. Никто не может отговариваться неведением закона, когда он был обнародован установленным порядком. Там же, ст. 53.

    96. Постановления по строевой, техническойи хозяйственной частям, а равно положения и наказы учреждениям и должностным лицам военного и военно-морского ведомств, по рассмотрении Военным и Адмиралтейств Советами, по принадлежности, непосредственно представляются ГОСУДАРЮ ИМПЕРАТОРУ, если только сии постановления, положения и наказы относятся собственно к одним упомянутым ведомствам, не касаются предметов общих законов и не вызывают нового расхода из казны или же вызываемый ими новый расход покрывается ожидаемыми сбережениями по финансовой смете Военного или Морского Министерства, по принадлежности. В том же случае, когда новый расход не может быть покрыт указанными сбережениями, представление означенных постановлений, положений и наказов на ВЫСОЧАЙШЕЕ утверждение допускается лишь по испрошении в установленном порядке ассигнования соответственного кредита. Там же, ст. 54.

    97. Постановления по военно-судебной и военно-морской судебной частям издаются в порядке, установленном в сводах военных и военно-морских постановлений. Там же, ст. 55.


    Глава десятая
    О ГОСУДАРСТВЕННОМ СОВЕТЕ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЕ
    И ОБРАЗЕ ИХ ДЕЙСТВИЙ

    98. Государственный Совет и Государственная Дума ежегодно созываются указами ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА. 1906 Апр. 23, собр. узак., 603, ст. 56.

    99. Продолжительность ежегодных занятий Государственного Совета и Государственной Думы и сроки перерыва их занятий в течение года определяются указами ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА. Там же, ст. 57.

    100. Государственный Совет образуется из Членов по Высочайшему назначению и Членов по выборам. Общее число Членов Совета, призываемых Высочайшею Властью к присутствованию в Совете из среды Членов по Высочайшему назначению, не должно превышать общего числа Членов Совета по выборам. Там же, ст. 58.

    101. Государственная Дума образуется из Членов, избираемых населением Российской империи на пять лет на основаниях, указанных в законоположениях о выборах в Думу. Там же, ст. 59.

    102. Государственный Совет проверяет полномочия своих Членов по выборам. Равным образом Государственная Дума проверяет полномочия своих Членов. Там же, ст. 60.

    103. Членом Государственного Совета и Членом Государственной Думы одно и то же лицо одновременно быть не может. Там же, ст. 61.

    104. Состав Членов Государственного Совета по выборам может быть заменен новым составом до истечения срока полномочий сих Членов по указу ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА, коим назначаются и новые выборы Членов Совета. Там же, ст. 62.

    105. Государственная Дума может быть до истечения пятилетнего срока полномочий ее Членов распущена указом ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА. Темже указом назначаются новые выборы в Думу и время ее созыва. Там же, ст. 63.

    106. Государственный Совет и Государственная Дума пользуются равными в делах законодательства правами. Там же, ст. 64.

    107. Государственному Совету и Государственной Думе в порядке, их учреждениями определенном, предоставляется возбуждать предположения об отмене или изменении действующих и издания новых законов, за исключением Основных Государственных Законов, почин пересмотра которых принадлежит единственно ГОСУДАРЮ ИМПЕРАТОРУ. Там же, ст. 65.

    108. Государственному Совету и Государственной Думе в порядке, их учреждениями определенном, предоставляется обращаться к Министрам и Главноуправляющим отдельными частями, подчиненнымпо закону Правительствующему Сенату, с запросами по поводу таких, последовавших с их стороны, или подведомственных им лиц и установлений, действий, кои представляются незакономерными. Там же, ст. 66.

    109. Ведению Государственного Совета и Государственной Думы и обсуждению их в порядке, учреждениями их определенном, подлежат те дела, кои указаны в учреждениях Совета и Думы. Там же, ст. 67.

    110. Законодательные предположения рассматриваются в Государственной Думе и, по одобрении ею, поступают в Государственный Совет. Законодательные предположения, предначертанные по почину Государственного Совета, рассматриваются в Совете, и, по одобрении им, поступают в Думу. Там же, ст. 68.

    111. Законопроекты, не принятые Государственным Советом или Государственною Думою, признаются отклоненными. Там же, ст.69.

    112. Законопроекты, предначертанные по почину Государственного Совета и Государственной Думы и не удостоившиеся ВЫСОЧАЙШЕГО утверждения, не могут быть внесены на законодательное рассмотрение в течение той же сессии. Законопроекты, предначертанные по почину Государственного Совета или Государственной Думы и отклоненные одним из сих установлений, могут быть вносимы на рассмотрение в течение тойже сессии, если последует ВЫСОЧАЙШЕЕ на то повеление. Там же, ст.70.

    113. Законопроекты, поступившие в Государственную Думу и одобренные как ею, так и Государственным Советом, равно как законопроекты, предначертанные по почину Государственного Совета и одобренные как им, так и Государственною Думою, представляются ГОСУДАРЮ ИМПЕРАТОРУ Председателем Государственного Совета. Там же, ст.71.

    114. При обсуждении государственной росписи не подлежат исключению или сокращению назначения на платежи по государственным долгам и по другим, принятым на себя Российским Государством, обязательствам. Там же, ст.72.

    115. Кредиты на расходы Министерства ИМПЕРАТОРСКОГО Двора, вместе с состоящими в его ведении учреждениями, в суммах, не превышающих ассигнований по государственной росписи на 1906 год, обсуждению Государственного Совета и Государственной думы не подлежат. Равным образом не подлежат их обсуждению такие изменения означенных кредитов, которые обусловливаются постановлениями Учреждения о ИМПЕРАТОРСКОЙ Фамилии, соответственно происшедшим в ней переменам. Там же, ст.73.

    116. Если государственная роспись не будет утверждена к началу сметного периода, то остается в силе последняя, установленным порядком утвержденная, роспись, с теми лишь изменениями, какие обусловливаются исполнением последовавших после ее утверждения узаконений. Впредь до обнародования новой росписи, по постановлениям Совета Министров, в распоряжение Министерств и Главных Управлений открываются постепенно кредиты в размерах действительной потребности, не превышающие, однако,в месяц,во всей их совокупности, одной двенадцатой части общего по росписи итога расходов. Там же, ст.74.

    117. Чрезвычайные сверхсметные кредиты на потребности военного времени и на особые приготовления, предшествующие войне, открываются по всем ведомствам, в порядке верховного управления, на основаниях, в законе определенных. Там же, ст.75.

    118. Государственные займы для покрытия как сметных, так и сверхсметных расходов, разрешаются порядком, установленным для утверждения государственной росписи доходов и расходов. Государственные займы для покрытия расходов в случаях и в пределах, предусмотренных в статье 116, а также займы для покрытия расходов, назначаемых на основании статьи 117, разрешаются ГОСУДАРЕМ ИМПЕРАТОРОМ в порядке верховного управления. Время и условия совершения государственных займов определяются в порядке верховного управления. Там же, ст.76.

    119. Если по заблаговременном внесении в Государственную Думу предположений о числе людей, потребном для пополнения армии и флота, закон по сему предмету не будет в установленном порядке издан к 1 Мая, то указом ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА призывается на военную службу необходимое число людей, не свыше, однако, назначенного в предшествующем году. Там же, ст.77.


    Глава одиннадцатая
    О СОВЕТЕ МИНИСТРОВ, МИНИСТРАХ
    ГЛАВНОУПРАВЛЯЮЩИХ ОТДЕЛЬНЫМИ ЧАСТЯМИ


    120. Направление и объединение действий Министров и Главноуправляющих отдельными частями по предметам как законодательства, так и высшего государственного управления, возлагается на Совет Министров на основаниях, в законе определенных. 1906 Апр. 23, собр. узак., 603, ст. 78.


    Законодательные акты переходного времени. 1904-1908 гг. СПб., 1909. С. 615-619, 623, 629-630, 633-640.
    Воспроизводится по изданию "Политическая история России", М., Аспект-пресс, 1995.

    Мы будем рады возможности со временем привести более полный текст.
    Пока отсылаем читателей к несколько более полному английскому переводу,
    аутентичность которого нами не проверялась - V.V.



     
    VIVOS VOCO!
    Август 1997