ПРИРОДА

[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [09] [10] [11] [12]

НОВОСТИ НАУКИ
Черная дыра в Туманности Андромеды окружена звездами
Открыта идеальная экзопланета
Субмиллиметровый телескоп APEX. Сурдин В.Г.
Объект крупнее Плутона: планета или астероид? Вибе Д.З.
Настольный синхротрон
Новый материал для “умных” микросенсоров
В-хромосомы у млекопитающих. Гилева Э.А.
Естественный отбор усиливает изоляцию видов. Петров П.Н.
Материнское воспитание влияет на половое поведение птиц. Опаев А.С.
Протеолиз миелина аутоантителами. Белогуров Ал.А.
“Чертовы сады” поддерживаются муравьями
Рыбы и опыление наземных растений. Гиляров А.М.
Кислород и эволюция млекопитающих
Гладиаторы были актерами

Астрофизика

Черная дыра в Туманности Андромеды окружена звездами

Астрономам уже давно известно, что в ядре галактики Туманность Андромеды (М31) есть два пика яркости видимого излучения - Р1 и Р2. В начале 1990-х годов выяснилось, что пик Р2 совпадает с областью более коротковолнового излучения, которую незатейливо назвали Р3. Уже три года спустя выяснилось, что источником этого излучения является скопление молодых горячих звезд, но лишь теперь Р.Бендеру (R.Bender; Мюнхенский университет, Германия) и его коллегам удалось подсчитать эти звезды и определить их пространственное распределение.

По данным, полученным с помощью космического телескопа “Хаббл”, они установили, что в объект Р3 входит около 400 звезд, образующих диск поперечником всего 1 св. год, что очень мало по космическим меркам. Эти звезды относятся к короткоживущим, а значит, теперешнее население диска возникло совсем недавно, примерно 200 млн лет назад в результате единой вспышки звездообразования.

По мнению исследователей, ядро М31 состоит из двух вложенных один в другой звездных дисков: один - более обширный - наблюдается в виде пиков Р1 и Р2; второй - компактный диск Р3 - непосредственно окружает центральную черную дыру. Самые быстрые из звезд совершают один оборот вокруг центра галактики за 100 лет, двигаясь со скоростями, измеряемыми сотнями километров в секунду. С такой же скоростью вращался вокруг черной дыры и газ, из которого они образовались. Столь неистовое движение и жесткие физические условия вблизи черной дыры должны были препятствовать звездообразованию.

Однако все факты пока говорят о том, что формирование звезд в непосредственных окрестностях массивного компактного объекта представляет собой не уникальное, а вполне обыденное явление. Во-первых, маловероятно, что при возрасте Туманности Андромеды в 12 млрд лет такой короткоживущий диск появился там именно сейчас, поэтому механизм образования диска не может быть “одноразовым”. Во-вторых, подобные массивные звезды есть и в непосредственном окружении центральной сверхмассивной черной дыры Млечного Пути. И тем не менее природа диска Р3 остается совершенно загадочной.

Так или иначе, новые наблюдения налагают существенное ограничение на размер и массу центрального темного объекта Туманности Андромеды. Размер его, видимо, не превышает размеров диска, а масса равна 140 млн масс Солнца. Авторы подробно анализируют возможность объяснения природы центрального объекта в М31, не прибегая к гипотезе о черной дыре, и приходят к выводу, что на сегодняшний день такое объяснение невозможно.

Таким образом, Туманность Андромеды становится третьей (после Млечного Пути и NGC 4258) галактикой, в которой существование центральной черной дыры можно считать практически доказанным.

Astrophysical Journal. 2005. V.631. P.280 (США).

Астрономия

Открыта идеальная экзопланета

На сегодняшний день подавляющее большинство планет вне Солнечной системы открыто методом лучевых скоростей, который в действительности позволяет судить лишь о наличии планеты, но не дает никаких сведений о ее свойствах. Ситуация меняется для планет, орбиты которых наклонены к лучу зрения под небольшими углами. В этом случае есть надежда зафиксировать планетное затмение, т.е. прохождение планеты по диску звезды. По продолжительности и глубине затмения можно определить размер планеты (поскольку известен угол наклона ее орбиты к лучу зрения, точнее, известно, что он мал), а также измерить ее массу. Именно поэтому особое внимание астрономов привлекают так называемые “транзитные” планеты.

Девятая по счету затменная система с планетой, открытая 15 сентября 2005 г., имеет все шансы в ближайшие годы стать одним из излюбленных объектов для наблюдений. О ее открытии сообщили в октябре 2005 г. М.Майор (M.Mayor; Женевская обсерватория, Швейцария) и его коллеги. Планета обращается вокруг довольно яркой звезды HD 189733 в созвездии Лисички. Поначалу она была обнаружена с помощью традиционного метода лучевых скоростей на 1.9-метровом телескопе Обсерватории Верхнего Прованса (Франция). Ее небольшой орбитальный период (2.219 дня) означает, что планета находится очень близко к звезде, а это повышает шансы на обнаружение затмения. Последующие наблюдения системы на 1.2-метровом телескопе той же обсерватории показали, что надежда эта оправданна: планета действительно периодически проходит перед звездой, примерно на два часа ослабляя ее блеск на 3%. Это самое “глубокое” затмение среди всех транзитных планет.

Совокупность данных о затмениях и вариациях лучевой скорости звезды свидетельствует, что обращающаяся вокруг нее планета имеет массу, равную 1.15 массы Юпитера, и диаметр в 1.26 раз больше юпитерианского. Планета нагрета излучением звезды до температуры в несколько сотен градусов и потому обладает довольно низкой плотностью (0.75 г/см3). Эти параметры делают планету звезды HD 189733 уникальным объектом для изучения свойств планетных атмосфер. Во-первых, затмения происходят часто. Во-вторых, из-за относительно большого размера планеты они достаточно глубоки, чтобы их можно было наблюдать в небольшие, даже любительские телескопы. В-третьих, система удалена от Солнца всего на 63 св. года, что также расширяет возможности ее изучения с помощью относительно небольших инструментов. Наконец, высокая температуры звезды вселяет надежду, что ее удастся разглядеть в космический инфракрасный телескоп “Spitzer”.

Астрономия. Техника

Субмиллиметровый телескоп APEX

Летом 2005 г. начались первые научные наблюдения на субмиллиметровом телескопе APEX (Atacama Pathfinder Experiment - Пилотный эксперимент в Атакаме). Этот уникальный инструмент с диаметром рефлектора 12 м сооружен на высокогорном плато Чахнантор (Chajnantor) в пустыне Атакама на высоте 5100 м, примерно в 50 км к востоку от деревни Сан-Педро де Атакама на севере Чили (ESO Press Release 18/05. 14 July 2005). Одно из самых сухих мест на Земле, оно считается идеальным для наблюдений на субмиллиметровых волнах, которые особенно интенсивно поглощаются атмосферными парами воды. Новый телескоп будет наблюдать в диапазоне от 0.2 до 1.5 мм - слабоизученном, но чрезвычайно интересном для астрономов: в нем лежит излучение самых далеких галактик (сдвинутое туда эффектом Доплера в расширяющейся Вселенной); на этих волнах излучают редкие молекулы межзвездного вещества; в этом же диапазоне можно увидеть процесс рождения звезд и планет, скрытый от оптических телескопов плотными слоями межзвездной пыли.

Предшественником телескопа APEX был 15-метровый телескоп SEST (Swedish-ESO Submillimetre Telescope), работавший в 1987-2003 гг. в Европейской южной обсерватории (ESO) в Ла-Силья (Чили), на высоте 2400 м. Многие годы это был единственный инструмент такого рода в Южном полушарии; с ним проводились наблюдения на волнах 0.8-3 мм, существенно расширившие наше представление о южном небе. Сейчас по соседству с новым телескопом APEX (но на меньшей высоте) сооружен еще один субмиллиметровый инструмент - японский 10-метровый телескоп ASTE. Сооружение таких телескопов требует использования высоких технологий: например, отклонение поверхности рефлектора от идеального параболоида не должно превышать 0.017 мм. Строительство и обслуживание такого инструмента в труднодоступном высокогорном районе требует немалого труда и средств. Работу эту совместно осуществляют Институт радиоастрономии общества Макса Планка (Германия), Космическая обсерватория Онсала (OSO) и Европейская организация по астрономическим исследованиям в Южном полушарии (ESO).

Субмиллиметровый телескоп APEX Европейской южной обсерватории в Чили.
ESO Press Photo 21/05

Но все это только начало, можно сказать, разведка нового места и новых технологий. Опыт строительства и эксплуатации телескопа APEX поможет в осуществлении грандиозного проекта ALMA (Atacama Large Millimeter Array - Атакамская большая составная антенна миллиметрового диапазона) (Сурдин В.Г. ALMA - крупнейший радиотелескоп // Природа. 2003. №10. С.69). Этот синтетический инструмент, который вступит в строй к концу десятилетия там же, на плато Чахнантор, будет состоять из 64 параболических концентраторов диаметром по 12 м каждый, разнесенных на максимальное расстояние в 14 км и объединенных оптоволоконной связью в единую систему. Таким образом, эффективный диаметр этой составной антенны приблизится к 100 м, а четкость изображения будет просто фантастической - сотая доля угловой секунды! Вместе с расположенным невдалеке европейским оптическим комплексом VLT/VLTI1 он станет крупнейшим в мире плацдармом для астрономических исследований. Прототипом для элементов системы ALMA как раз и послужит телескоп APEX. Поскольку одиночная антенна APEX не сможет получать такого четкого изображения, как система ALMA, ее главной задачей станет субмиллиметровая спектроскопия межзвездной среды, протозвезд и сверхдалеких галактик.

© Сурдин В.Г.,
кандидат физико-математических наук

Планетология

Объект крупнее Плутона: планета или астероид?

В последние годы сообщения об открытии десятой планеты появляются примерно раз в несколько месяцев. Виною тому - постепенно раскрывающиеся перед нами глубины пояса Койпера, уже несколько обитателей которого оказались больше самого крупного астероида Главного пояса - Цереры.

Нелишне напомнить, что Церера поначалу считалась полноправной планетой Солнечной системы, хотя и очень небольшой. Позже, когда выяснилось, что в той же области пространства пролегают орбиты множества других тел, Цереру лишили планетного статуса, понизив его до “малой планеты”. Теперь, когда история повторяется с Плутоном, астрономов обуяла нерешительность. Уже с 1992 г. стало очевидно, что Плутон движется вокруг Солнца не в одиночестве, а в весьма многочисленной компании (как и Церера). Тем не менее до сих пор он считался именно планетой, а не самым крупным астероидом пояса Койпера. Это почти не вызывало затруднений, пока все обнаруживаемые за Нептуном тела уступали Плутону по размерам, но понятно было, что вопрос встанет ребром, когда в поясе Койпера будет найдено тело больше Плутона.

И вот после многократных ложных тревог, долгожданное событие, наконец, свершилось! Группа астрономов из США с помощью 1.2-метрового телескопа Паломарской обсерватории и 8-метрового телескопа “Джемини-Север” на горе Мауна-Кеа (Гавайские о-ва, США) открыла самый большой из всех известных объектов пояса Койпера, по размерам превосходящий Плутон или по крайней мере равный ему (http://science.nasa.gov/headlines/y2005/29jul_planetx.htm ). М.Браун (M.Brown; Калифорнийский технологический институт, США), Ч.Трухильо (Ch.Trujillo, Обсерватория “Джемини”, США) и Д.Рабинович (D.Rabinowitz, Йельский университет, США) впервые сфотографировали объект 21 октября 2003 г. (отсюда его обозначение 2003 UB313), но узнали об этом только в январе 2005 г., проводя повторный анализ снимков. После этого астрономы нашли старые изображения объекта в более ранних обзорах, вплоть до 1989 г., что позволило им точно определить его орбиту. Она оказалась очень вытянутой и наклонной - угол между нею и основной плоскостью Солнечной системы составляет 44°. Столь существенное наклонение орбиты - единственная причина, по которой объект не был открыт ранее; никто не искал планеты так далеко от плоскости эклиптики. В перигелии 2003 UB313 подходит к Солнцу на расстояние в 38 а.е., совершая один оборот за 557 лет. Сейчас он находится вблизи афелия (точки максимального удаления от Солнца) и отстоит от нашей звезды на 97 а.е.

К слову сказать, группа рассчитывала объявить о находке несколько позже, после окончательного анализа наблюдений и подготовки научной статьи. Однако в результате стечения обстоятельств ключевые данные об объекте 2003 UB313 оказались в общедоступной части Интернета, причем, как показала проверка, эта возможность не осталась незамеченной. Браун и его коллеги испытывали реальные опасения, что их открытие будет “украдено”, и решили сообщить о нем немедленно - в июле 2005 г.

Огромное расстояние до объекта 2003 UB313 делает его самым удаленным из известных тел Солнечной системы. На таком расстоянии увидеть диск планеты земным телескопам трудно, поэтому оценить ее размер можно только по видимому блеску. Звездная величина объекта - 18.9m. Чтобы иметь такую яркость на расстоянии почти 100 а.е., он должен обладать примерно тем же диаметром, что и Плутон, даже в случае предельного предположения, что его поверхность отражает 100% падающего света. Поскольку столь высокое альбедо маловероятно, реальный размер должен быть больше. По мнению Брауна, диаметр 2003 UB313 не превышает 3000 км.

Предварительные спектры в ближнем инфракрасном диапазоне, полученные на 8-метровом телескопе “Джемини-Север”, говорят о присутствии на поверхности объекта метанового льда, что неудивительно: в спектре Плутона также доминирует метановый лед. Интересно, что признаков других молекул (N2, CO, CO2), имеющихся на Плутоне, в спектре 2003 UB313 не обнаружено.

Еще одно сходство новой планеты с Плутоном обнаружилось 10 сентября 2005 г., когда та же группа исследователей с помощью телескопа “Кек” на Гавайских о-вах определила, что рядом с 2003 UB313 есть крохотное тело. Открытие было сделано при помощи системы адаптивной оптики, недавно установленной на “Кеке”. Пока о компаньоне 2003 UB313 неизвестно почти ничего. Выяснено лишь, что он следует по небу вместе с главным телом, так что по всем признакам является его спутником. Первые качественные оценки показывают, что диаметр спутника примерно в 8 раз меньше диаметра основного тела, а расстояние между ними составляет примерно 40000 км.

Ясно, что объект 2003 UB313, по крайней мере на первый взгляд, похож на Плутон и по размеру, и по составу. Из этого следует очевидный вывод: если Плутон - планета, то и 2003 UB313 должен считаться планетой. Однако не исключено, что в результате открытия этого объекта планет в Солнечной системе станет все-таки не десять, а восемь. Точное определение того, что такое планета, обсуждается сейчас рабочей группой Международного астрономического союза. После полугода дебатов группа пока не пришла к единому мнению. Дискуссия уходит корнями в тот факт, что четкого определения термина “планета” у астрономов не было никогда. По мнению Брауна, теперь оно и не может появиться, поскольку понятие планеты давно уже перешло из области науки в область культуры.

© Вибе Д.З.,
доктор физико-математических наук

Физика

Настольный синхротрон

Для исследования структуры материалов наиболее эффективны синхротроны - гигантские (периметром в сотни метров) сооружения, для доступа к которым специалистам приходится становиться в очередь. Японская Photon Production Laboratory изготовила синхротронный источник излучения “MIRRORCLE-6X” столь малого размера (диаметр его накопительного кольца 60 см), что он может поместиться в лаборатории.

Используя новую технологию инжекции электронов, установка генерирует рентгеновские лучи энергией до нескольких мегаэлектронвольт. Приемлемая цена (2.5 млн долл. США) делает новый синхротрон доступным для многих лабораторий и частного бизнеса. Предполагается, например, что им заинтересуются производители полупроводниковых приборов и фармацевтических препаратов.

Nature. 2005. V.434. P.8 (Великобритания);

Электроника

Новый материал для “умных” микросенсоров

В настоящее время многие микродатчики изготавливаются по полупроводниковой технологии, поскольку она позволяет подвергать собранные данные цифровой обработке прямо в том же чипе, в котором размещается чувствительный элемент (такая компоновка сенсора и процессора называется монолитной интеграцией). В каких бы устройствах ни использовались “интеллектуальные” датчики, они более функциональны по сравнению с традиционными, имеют лучшие характеристики (экономят объем и электрическую мощность) да к тому же дешевле в изготовлении. Однако возникает проблема объединения на одной подложке очень разных материалов.

Сейчас применяются три метода реализации монолитной интеграции: 1) сначала размещают микросенсор, а потом (обычно рядом с ним) - процессор; 2) оба устройства компонуют одновременно; 3) сначала формируют процессор, а затем над ним - микродатчик. Третий метод мог бы стать универсальным, так как существенно упрощает создание межсоединений. Однако широкого распространения он не получил, поскольку подобен погоне за двумя зайцами: необходимо подобрать хороший материал для сенсора и разработать технологию, не разрушающую уже размещенный под датчиком процессор.

Главная точка преткновения - температура. Интегральные схемы процессора нельзя нагревать выше 450°С, а для осаждения и обработки поликристаллического кремния (он наиболее широко применяется при изготовлении сенсоров) требуется T > 800°С. Другие же используемые для датчиков материалы (которые не надо так сильно нагревать) нуждаются в деликатном обращении, поскольку не переносят механических напряжений.

И вот выяснилось, что всем этим противоречивым требованиям удовлетворяет поликристаллический SiGe. У него высокие температура плавления и модуль упругости (значительно выше 900°С и около 150 ГПа соответственно) и низкие потери энергии упругих деформаций. Используя метод химического осаждения из газовой фазы или плазмостимулированного осаждения, при температуре 450°С и скорости осаждения 100 нм/мин получали пленки SiGe толщиной 10 мкм с механическими свойствами, близкими к свойствам поликристаллического кремния: небольшим растягивающим напряжением и очень малым градиентом деформации. Такой материал по всем параметрам подходит для изготовления кинематических сенсоров, таких как гироскопы и емкостные акселерометры.

Популяционная и эволюционная генетика

В-хромосомы у млекопитающих

Добавочные (В-) хромосомы встречаются примерно у 2% видов млекопитающих. В отличие от А-хромосом, они необязательны и обнаруживают межтканевую, межиндивидуальную и межпопуляционную изменчивость по числу и морфологии. Как правило, добавочные хромосомы состоят из С-гетерохроматина и включают различные повторяющиеся нуклеотидные последовательности.

В Институте экологии растений и животных РАН (Екатеринбург) изучали млекопитающих с В-хромосомами. Наибольшее число (до 38) таких хромосом обнаружено у копытного лемминга Dicrostonyx torquatus, обитающего на Чукотке. У некоторых видов в В-хромосомах выявлены рибосомальные цистроны, которые не транскрибируются, - например, у черной крысы (Rattus rattus) и у единичных особей восточноазиатской мыши Apodemus peninsulae. Однако в большинстве случаев хроматин добавочных хромосом млекопитающих сходен с повторами в перицентромерных или теломерных, а иногда и в интерстициальных районах А-хромосом.

Окрашивание В-хромосом (методом FISH) и изучение их мейоза показали, что у восточноазиатской мыши и копытного лемминга Dicrostonyx groenlandicus они содержат последовательности, схожие с сегментами половых хромосом. Видимо, судьба добавочных хромосом в природных популяциях млекопитающих в значительной степени зависит от баланса двух факторов - плодовитости их носителей и характера наследования. Это убедительно продемонстрировано для некоторых видов насекомых и растений. Данные для млекопитающих (их, правда, пока недостаточно) тоже не противоречат предположению о роли этих факторов. Например, у лисы и копытного лемминга В-хромосом в зародышевых клетках больше, чем в соматических. С другой стороны, копытные лемминги, отличающиеся наиболее высоким содержанием В-хроматина, имеют меньшие размеры тела и черепа, что в условиях Арктики и Субарктики должно сказываться отрицательно. У серебристо-черных лис и хомячка Reithrodontomys megalotis с высоким числом В-хромосом также наблюдаются селективно значимые фенотипические эффекты. Судя по всему, В-хромосомы участвуют в генетическом контроле роста и развития млекопитающих.

Работа выполнена при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект 02-04-49071).
© Гилева Э.А., доктор биологических наук
Екатеринбург

Эволюционная биология

Естественный отбор усиливает изоляцию видов

Как известно, биологический вид есть совокупность популяций, представители которых способны в естественных условиях скрещиваться и производить полноценное (плодовитое и жизнеспособное) потомство и неспособны скрещиваться или оставлять полноценное потомство с представителями иных популяций. Особи одного биологического вида обмениваются генами, а разные виды репродуктивно изолированы друг от друга. Изоляция может осуществляться за счет неспособности оплодотворенной яйцеклетки развиться в полноценную особь (постзиготическая изоляция) и за счет невозможности спаривания организмов или неспособности их гамет слиться (презиготическая изоляция).

Теоретически эти представления разработали Ф.Добржанский (1900-1975), Э.Майр (1904-2005) и ряд других эволюционистов еще в середине XX в. Тем не менее популяционные и генетические механизмы возникновения репродуктивной изоляции (и, соответственно, новых видов) до сих пор остаются предметом разногласий. Большинство авторов традиционно склонялись к тому, что видообразование - длительный процесс, происходящий за счет постепенного накопления генетических различий между популяциями, обычно пространственно изолированными. Другие полагали, что видообразование - сальтационный (скачкообразный, т.е. почти мгновенный) процесс, происходящий либо за счет макромутаций (т.е. генетических мутаций, приводящих к значительным перестройкам организма), либо за счет системных мутаций, скачкообразно перестраивающих хромосомный набор без изменения фенотипа. Сторонники обеих гипотез, несмотря на полярность взглядов, соглашались в одном - в том, что собственно видообразование, т.е. возникновение репродуктивной изоляции, напрямую не связано с развитием адаптаций и поэтому происходит не непосредственно благодаря естественному отбору, а по иным причинам (таким, как накопление генетических различий или макромутации). Иную точку зрения впервые высказал Добржанский в 1937 г.: естественный отбор приводит к усилению презиготической изоляции, поощряя окончательное расхождение двух будущих видов и накопление различий между ними, если гибридные особи имеют хотя бы частично пониженную жизнеспособность.

Несмотря на простоту, гипотеза усиления презиготической изоляции до недавнего времени не имела надежного эмпирического обоснования. Однако в работе В.А.Лухтанова из Санкт-Петербургского университета, Н.П.Кандула из Гарварда и их коллег эта гипотеза получила убедительные подтверждения (Lukhtanov V.A. et al. // Nature. 2005. V.436. P.385-389) на примере нескольких десятков близких видов и подвидов бабочек-голубянок (семейство Lycaenidae) из рода Agrodiaetus. Вначале авторы изучили у голубянок признаки, потенциально важные для возникновения и презиготической (различия в окраске крыльев), и постзиготической изоляции (различия в хромосомных наборах, уровень генетической дивергенции). При исследовании окраски учитывались различия не только в видимой части спектра, но и в невидимом для человека, но видимом для самих бабочек ультрафиолетовом диапазоне. Затем, используя методы молекулярной филогенетики (реконструкции эволюционных связей по молекулярным признакам), они фактически реконструировали возникновение новых видов в роде.

Полученные данные свидетельствуют, что исследуемые таксоны бабочек первоначально разделились на разных участках ареала предковых видов и лишь потом вновь встретились и стали обитать совместно уже как разные виды. Выяснилось, что отличия хромосомных наборов постепенно накапливаются в географически удаленных популяциях, тем самым способствуя постзиготической изоляции. Несмотря на отличия в хромосомных наборах, близкородственные таксоны, обитающие аллопатрично, внешне не отличаются друг от друга. Установлено также, что переход к совместному обитанию (симпатрии) молодых сестринских (т.е. наиболее близкородственных) таксонов всегда сопровождается появлением контрастных отличий в окраске крыльев. Филогенетический анализ позволил протестировать несколько альтернативных вариантов объяснения быстрой эволюции окраски крыльев при переходе к симпатрии и показал, что она является результатом усиления презиготической изоляции. Отбор увеличивает различия в окраске, поскольку непохожий на представителя другого вида самец имеет больше шансов быть узнанным самкой своего вида и избежать невыгодного для собственного репродуктивного успеха межвидового спаривания.

Данные Лухтанова и его коллег подтверждают прямую роль естественного отбора в видообразовании у голубянок за счет усиления презиготической репродуктивной изоляции и свидетельствуют в пользу широкого распространения этого механизма видообразования в природе.

© Петров П.Н.,
кандидат биологических наук

Орнитология. Этология

Материнское воспитание влияет на половое поведение птиц

Широко известно, что среди самцов и самок разных видов птиц существуют индивидуальные различия в половом поведении, иначе говоря, в том, как они взаимодействуют с особями противоположного пола. Так, одни самцы ведут себя более агрессивно, что позволяет им успешнее конкурировать с другими самцами за право обладания самкой. Другие могут отличаться более красивой песней и быть привлекательными для самок не агрессивностью, а выдающимися личными качествами. Одни самки предпочитают самцов с одним набором признаков, другие - с иным. И до сих пор не очень понятно, чем обусловлены эти различия.

Ответить на этот вопрос попыталась группа американских орнитологов во главе со специалистом в области формирования пар у птиц Т.Биркхэдом (Birkhead T. // Evolution. 2004. V.58. №11. P.2574-2583).

Они изучали содержащуюся в клетках популяцию зебровой амадины (Taeniopygia guttata). У этого представителя пернатых, широко известного любителям птиц, образовавшиеся пары сохраняются длительное время, поэтому ясно, что при выборе партнера они руководствуются не сиюминутными впечатлениями, а подходят к делу основательно. Исследователи задались целью установить происхождение индивидуальных различий в половом поведении, выбрав такие особенности, как агрессивность самца при конкуренции за самку, интенсивность пения самца при формировании пары с конкретной самкой и критерии, используемые самкой при выборе партнера. Были выдвинуты два предполагаемых механизма: генетическое наследование и социальное наследование, обусловленное воспитанием.

Для решения этой задачи экспериментаторы меняли яйца в некоторых кладках, так что в одних гнездах оказывались собственные яйца данной самки, а в других - чужой. Благодаря этому можно было установить, какие поведенческие черты наследуются генетически, а какие формируются путем наблюдения птенцов за выкармливающими их родителями. Оказалось, что все изученные исследователями признаки поведения напрямую зависели от воспитания, причем значение в этом процессе имела только самка, а на самца птенцы не обращали пристального внимания. Поэтому иногда могло получаться, что самки из одного и того же выводка предпочитают неагрессивных самцов, тогда как их братья, напротив, в будущем становились агрессивными. Далее ученых привлекла идея о возможной зависимости полового поведения от того, вылупился ли птенец из яиц, отложенных по времени первыми или последними. Обычно яйца, откладываемые первыми, содержат больше белка, и поэтому птенцы оказываются более жизнеспособными. Для самцов такой зависимости обнаружить не удалось, а вот у самок выявилось интересное свойство. В эксперименте по изучению выбора самкой самца в центральную клетку помещали контрольную самку, а по периферии ставили клетки четырех самцов и наблюдали, кому из них она отдает предпочтение. Выбранным считался тот самец, у клетки которого самка проводила больше времени. Оказалось, что самки, вылупившиеся из яиц, отложенных первыми, т.е., как предполагают, более привлекательные и качественные, большую часть времени проводили у выбранного самца, а птицы из яиц, отложенных последними, распределяли свое внимание более равномерно. Возможно, они зависели в своем выборе и от внимания самца, так как не исключено, что некоторые выдающиеся самцы могли попросту пренебречь ими и оказываемым им вниманием в пользу лучших самок, которым повезло вылупиться из яиц, отложенных в первую очередь.

© Опаев А.С.

Биохимия. Медицина

Протеолиз миелина аутоантителами

Более полувека назад пионерские работы групп У.П.Дженкса и Л.Полинга впервые показали, что антитела (иммуноглобулины) не только обладают связывающими и рецепторными свойствами, но и проявляют каталитическую активность. К настоящему времени известно значительное число антител, катализирующих более 30 различных химических реакций.

Особый интерес вызывает роль каталитических антител (абзимов) в развитии различных аутоиммунных заболеваний. Спонтанное образование абзимов, специфически деградирующих собственные антигены (это явление впервые продемонстрировали С.Паул и А.Г.Габибов в начале 1990-х годов), - один из основных патогенных факторов при таких нарушениях. Исследования в этом направлении весьма перспективны как для понимания механизмов заболевания и разработки новых подходов к терапии, так и с точки зрения решения фундаментальных вопросов иммунологии.

Ранее сотрудники лаборатории биокатализа Института биоорганической химии РАН под руководством А.Г.Габибова впервые показали, что в организме человека при рассеянном склерозе, а также в случае экспериментального аутоиммунного энцефаломиелита у мышей линии SJL образуются каталитические иммуноглобулины класса G, специфичные к основному белку миелина (MBP) - одному из главных компонентов оболочки нервных волокон (Ponomarenko N.A., Durova O.M., Vorobiev I.I. et al. // J. Immunol. Methods. 2002. V.269. P.197-211; Idem // Dokl. Biochem. Biophys. 2004. V.395. P.120-123). В дальнейших работах подтверждена абзиматическая природа исследуемой активности, а также получена статистически достоверная корреляция между уровнем протеолиза миелина аутоантителами и тяжестью течения рассеянного склероза.

Кроме того, измерены кинетические параметры гидролиза основного белка миелина специфичными аутоантителами, выделенными из сывороток крови пациентов с рассеянным склерозом и модельных животных. Так, каталитическая эффективность составила 1.1·103 и 3.0·103 с–1·М–1 соответственно. Эти значения свидетельствуют о возможной роли исследуемых абзимов в патогенезе заболевания. Установлено, что молекула белка расщепляется с примерно одинаковой скоростью по шести основным сайтам. Пять из них расположены в иммунодоминантных участках (причем два из этих пяти - еще и в районе энцефалитогенного пептида). Исследование субстратной специфичности выделенных абзимов при помощи библиотеки рекомбинантных фрагментов миелина показало, что расщеплению подвергается преимущественно энцефалитогенный пептид MBP84-101.

Обобщение накопленного экспериментального материала поможет разработке новых методов лечения и диагностики рассеянного склероза. Можно надеяться, что мы стоим на пороге заключительного, решающего этапа исследований - получения моноклональных каталитических антител к основному белку миелина.

© Белогуров Ал.А.

“Чертовы сады” поддерживаются муравьями

“Чертовыми садами” в Южной Америке называют встречающиеся в тропических дождевых лесах заросли, образованные исключительно Duroia hirsuta - деревьями из семейства мареновых. Существование таких “монополий” в местах, где на одном гектаре может произрастать около сотни видов древесных растений, всегда удивляло людей. По верованиям аборигенов, “сады” - порождение злого лесного духа. Ученые же полагали, что D.hirsuta выделяет в окружающую среду специфические вещества (продукты вторичного метаболизма), которые тормозят рост конкурирующих видов.

Однако исследования коллектива американских специалистов во главе с М.Е.Фредериксоном (M.E.Frederickson; Станфордский университет, штат Калифорния) показали, что одновидовые заросли существуют благодаря муравьям Myrmelachista schumanni, которые используют в качестве убежищ полые вздутые стебли D.hirsuta. В серии экспериментов по пересадке в центр “чертова сада” молодых деревьев других видов эти растения погибали от муравьиной кислоты. Насекомые прокусывали жвалами центральную жилку листа и, подогнув вперед брюшко, впрыскивали в нее содержимое своих ядовитых желез (наполненных, как показал анализ, в основном муравьиной кислотой). В течение суток в поврежденном листе развивался некроз тканей, и он отмирал. В эксперименте почти все листья пересаженных деревьев отмирали за пять дней.

Зная скорость прироста D.hirsuta, ученые подсчитали, что самый большой обследованный ими “чертов сад” существует уже около 800 лет, а поддерживающая его колония муравьев насчитывает около 3 млн рабочих особей и около 15 тыс. самок.

Nature. 2005. V.437. P.495-496 (Великобритания).

Экология

Рыбы и опыление наземных растений

Небольшой водоем и прилегающую к нему сушу экологи обычно трактуют как разные, достаточно изолированные друг от друга экосистемы. Связь между ними если и рассматривается, то, как правило, в терминах потоков вещества и энергии. К примеру, давно известно, что достигаемый в пруду или озере уровень развития фитопланктона определяется в значительной мере тем количеством фосфора, которое поступает с окружающей суши. Однако, как выяснила недавно Т.Найт и ее коллеги из Университета штата Флорида (Knight T.M., McCoy M.C., Chase J.M. et al. // Nature. 2005. V.437. P.880-883), трофические цепи в сообществах водных и наземных организмов могут быть связаны между собой напрямую - через животных, меняющих среду своего обитания в ходе жизненного цикла. В описанном случае такими посредниками оказались крупные стрекозы (Anax junius и Erythemis simplicollis), личинки которых живут в воде, а взрослые, как всем известно, - на суше. Хотя личинки стрекоз - это хищники, потребляющие всевозможных мелких водных беспозвоночных, сами они нередко становятся  добычей более крупных хищников - рыб.

Найт и ее коллеги проводили свои исследования на прудах, расположенных на территории университетского заказника на севере Флориды. Они обнаружили, что около прудов, в которых есть рыбы (главным образом Centrarchidae - американские солнечные окуни), стрекоз значительно меньше, чем около тех прудов, в которых рыбы нет. Обследование самих водоемов подтвердило, что численность личинок стрекоз существенно ниже в прудах с рыбами. Последствия этой зависимости сказываются и на суше: стрекозы держатся в основном около тех водоемов, где рыб нет.

Взаимоотношения водного и наземного сообществ.

Различия в обилии стрекоз, как выяснилось, сказываются на опылении зверобоя Hypericum fasciculatum, заросли которого весьма обычны по берегам пруда. Дело в том, что стрекозы охотятся на основных опылителей зверобоя - перепончатокрылых (прежде всего на Agapostemon spp. из семейства Halictidae), а также на некоторых крупных двукрылых. Наблюдения за частотой посещения зверобоя опылителями показали, что она значительно ниже около водоема с рыбами. Авторы не исключают также возможности избегания взрослыми стрекозами прудов с рыбами, равно как избегания перепончатокрылыми тех мест, где много стрекоз. Особенно существенная разница проявляется в отношении перепончатокрылых.

Данное исследование - кажется, первое, где количественно доказано влияние трофических взаимоотношений в сообществе водоема на систему связей в сообществе наземных организмов.