ПРИРОДА

Новые спутники Плутона
Тропосфера в средних широтах разогревается быстрее
Открыты спиральные рукава в M82
Эти многоликие ДНК
Можно ли избавить мир от вируса полиомиелита?

Астрономия

Новые спутники Плутона

Пояс Койпера - безбрежное скопление ледяных и каменных тел, расположенное за орбитой Нептуна, - относится к числу излюбленных объектов для исследования Солнечной системы. Неудивительно, что именно там нет-нет да и обнаружится что-нибудь интересное. Осенью 2005 г. астрономов удивил Плутон. Хотя эта карликовая планета была открыта в 1930 г., долгое время о ней было известно лишь то, что она существует. Однако благодаря совершенствующемуся инструментарию в 1978 г. астрономы узнали, что у Плутона есть спутник, получивший имя Харон. Новые снимки окрестностей далекой планеты, сделанные в 2005 г. с помощью космического телескопа “Hubble”, продемонстрировали, что Харон не одинок: на самом деле у Плутона три спутника. Две предполагаемые новые луны, получившие временные обозначения S/2005 P1 и S/2005 P2, находятся примерно в 44 тыс. км от Плутона, т.е. в 2-3 раза дальше Харона. Это тусклые объекты с диаметрами от 60 до 200 км (для сравнения: поперечник Харона 1170 км, а Плутона - около 2270 км).

Два новых кандидата в спутники были обнаружены 15 мая 2005 г. благодаря усовершенствованной обзорной камере ACS. Они примерно в 5 тыс. раз слабее Плутона, но на снимках хорошо различимы. Проверка снимков Плутона, полученных в 2002 г., подтвердила наличие этих объектов вблизи положений, вычисленных по наблюдениям телескопа “Hubble” в 2005 г. Однако Международный астрономический союз присвоит объектам S/2005 P1 и S/2005 P2 постоянные имена только после окончательного подтверждения.

Космические исследования

Тропосфера в средних широтах разогревается быстрее

Разогрев тропосферы в средних широтах с 1979 по 2005 г. происходил быстрее, чем в экваториальной и полярных областях. За тот же период стратосфера, напротив, постоянно остывала, причем опять же в средних широтах скорость остывания была больше, чем в экваториальном и полярных широтных поясах. Об этом свидетельствуют результаты спутниковых измерений, проведенных с помощью дистанционного зондирования атмосферы в микроволновом диапазоне.

Глобальные и широтные распределения тенденций изменения температуры атмосферы за период с 1979 по 2005 г. по данным дистанционного зондирования со спутников. A и C - стратосферные тренды с глобальным средним значением -0.33 К за десятилетие; B и D - тропосферные тренды с глобальным средним значением +0.20 К за десятилетие. В областях, выделенных оранжевым цветом, скорости охлаждения стратосферы и разогрева тропосферы выше соответствующих глобальных средних, а в областях, окрашенных голубым и синим цветом, эти скорости ниже. Направления изменения температуры на верхнем и нижнем рисунках противоположны для облегчения сравнения между ними.
По этим данным группа американских ученых под руководством Куан Фу (Qiang Fu) составила карту, на которой скорости потепления тропосферы и охлаждения стратосферы над определенными участками земной поверхности сравниваются с глобальными средними значениями указанных трендов, принятых за эталонные. Согласно расчетам, эти противоположно направленные тенденции должны были вызвать увеличение высоты тропосферы, наиболее выраженное в средних широтах, с максимумами вблизи 30° широты в обоих полушариях. Но именно здесь располагаются струйные течения, которые должны были сместиться к полюсам примерно на 1° за указанный период, что означает расширение тропической конвективной ячейки Хадли на 2°. Пока что неясно, являются ли эти сдвиги частью отклика глобальной атмосферной циркуляции на повышение содержания в атмосфере парниковых газов.

Science. 2006. V.312. P.1179 (США).

Астрофизика

Открыты спиральные рукава в M82

У близкой спиральной галактики M82 множество интересных особенностей: 20-килопарсековый “мостик”, соединяющий ее с соседней галактикой М81; изогнутый звездный диск; наконец, зона вспышечного звездообразования в центральной части и бар (вытянутое звездное утолщение) длиной около 1 кпс, который виден при наблюдениях в ближнем ИК-диапазоне. В оптическом диапазоне облик галактики определяется многочисленными пылевыми волокнами, которые перемежаются с яркими областями звездообразования. С морфологической точки зрения M82 считается маломассивной (1010 M¤) неправильной галактикой, бо́льшая часть массы которой сосредоточена в центральных двух килопарсеках. Имеется много свидетельств, что в недавнем прошлом М82 испытала тесное сближение со своим массивным соседом M81 и карликовой галактикой NGC 3077. Вероятно, именно это стало причиной обильного выпадения газа на центр системы и вспышки звездообразования.

Моделирование взаимодействующих систем показывает, что такое движение газа связано с образованием больших баров и (или) спиральных ветвей, которые сметают газ к центру галактики. Наличие бара в M82 как будто согласуется с этой картиной, однако он довольно мал - не более 10% оптического диска. Это наводит на мысль, что реальной движущей силой вспышки звездообразования могут быть скрытые спиральные ветви, простирающиеся на весь диск. Из-за большого количества пыли в галактике их поиск приходится вести в инфракрасном диапазоне.

И.Д.Майа, Л.Карраско и А.Луна (Y.D.Mayya, L.Carrasco, A.Luna; Национальный институт астрофизики, оптики и электроники, Мексика) наблюдали галактику М82 в марте 2004 г. на 2.1-метровом телескопе Астрофизической обсерватории им. Г.Аро (Мексика). Хотя в оптическом диапазоне галактика выглядит довольно беспорядочно, в инфракрасных лучах распределение яркости существенно более гладкое. По ИК-снимкам авторы построили усредненное по азимуту распределение яркости в диске галактики и вычли его из реального изображения, выявив таким образом детали диска, не обладающие осевой симметрией. Более всего на разностном изображении выделяется линейная, слегка изогнутая на концах структура длиной около 160 угловых секунд (длина бара не превышает 60ўў), на которую, кстати, ложатся все крупные области звездообразования. Авторы заподозрили, что она представляет собой две спиральных ветви, видимые почти с ребра.

Центральная часть близкой соседки Млечного Пути - галактики М82. Эта система богата межзвездным веществом, пылевая составляющая которого проступает на светлом звездном фоне в виде многочисленных темных волокон. Фото NASA, получено с помощью космического телескопа "Hubble".
Чтобы определить параметры этих ветвей, авторы поступили обычным способом - построили модельное распределение яркости в галактике с двухрукавной спиралью, наклонили его на 77° (угол наклона диска М82) и сравнили полученную картину с наблюдаемой. Оказалось, что реальное распределение ИК-яркости галактики прекрасно описывается двухрукавной логарифмической спиралью с углом раствора 14°. Блеск рукавов отличается от межрукавного пространства всего лишь на 0.5m (в диапазоне К). По-видимому, именно столь низкий контраст в сочетании с большим углом наклона и мешал обнаружить спирали ранее.

Открытие спиральной структуры в M82 заставляет по-новому взглянуть на тот тип неправильных галактик, к которому она принадлежит, - Irr II. К нему относят системы, которые обладают диском, но лишены заметной спиральной структуры, при этом отличаясь от линзовидных галактик существенно более молодым населением. Пример M82 показывает, что отсутствие спиралей может оказаться кажущимся. В этом смысле галактику M82 нужно классифицировать не как неправильную, а скорее как спиральную галактику типа SBc.

Astrophysical Journal. 2006. V.628. P.L33-L36 (США).

Физика

Эти многоликие ДНК

Американские исследователи разработали методику изготовления двухмерных наноструктур произвольной формы из… ДНК - эти молекулы, как прямоугольные кубики, можно укладывать в самые причудливые узоры (например, “нарисовать” таким образом карту нашей планеты). Применение этой методики к объемным структурам не должно вызвать принципиальных затруднений. Что именно конструировать - вопрос только воображения конкретного специалиста.

“Смайлик” из ДНК. Изображение получено с помощью атомной силовой микроскопии.
Размер структуры порядка 100 нм.

Nature. 2006. V.440, P.283-284, 297-302 (Великобритания);

Эпидемиология

Можно ли избавить мир от вируса полиомиелита?

Полиомиелит, известный со времен египетских фараонов, до середины ХХ в. не вызывал особой тревоги. В 1937-1949 гг. в России ежегодно регистрировали от 400 до 800 случаев заболевания, в 1950 г. - 1 661, а в 1958 г. - 13 492 больных. В 1959 г. началась массовая иммунизация населения, для чего использовалась живая оральная полиомиелитная вакцина (ОПВ), что привело к резкому снижению заболеваемости - до 254 случаев в 1964 г.

В середине 60-х годов массовая вакцинация позволила обуздать и другие инфекции - натуральную оспу, корь, дифтерию, дородовую краснуху, столбняк новорожденных. На этом фоне Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) поставила перед государствами-членами этой организации задачу избавить мир от возбудителей названных инфекционных болезней. В 1967 г. была начата программа искоренения натуральной оспы, и спустя 10 лет зарегистрирован последний случай этого заболевания, а в 1980 г. объявлено о полной ликвидации вызывающего ее вируса.

Воодушевленные успехом, эксперты ВОЗ в 1988 г. приняли решение искоренить к 2000 г. и полиомиелит. Тактика основывалась на убеждении, что в результате вакцинации 90-95% детей иммунитет возникнет не менее чем у 80% из них, а как следствие - из циркуляции будут вытеснены и в конечном итоге исчезнут дикие полиовирусы. Одновременно с этим должно проводиться тщательное наблюдение за заболеваемостью детей в возрасте до 15 лет острыми вялыми параличами, с тем чтобы выявить и не пропустить ни одного случая полиомиелита, вызванного диким вирусом. Предполагалось, что вслед за прекращением заболеваемости и исчезновением диких полиовирусов одновременно и повсеместно будет прекращена вакцинация ОПВ.

Действительно, к 2001 г. число случаев паралитических заболеваний снизилось с 350 тыс. в 1988 г. до 537, а число стран, в которых они были зарегистрированы, сократилось со 125 до 10. Однако и в 2006 г. дикие полиовирусы продолжают циркулировать, вызывая заболевания в некоторых африканских странах, Индии, Пакистане, Афганистане, Индонезии. Таким образом, задача, поставленная в 1988 г., до сих пор не выполнена. Почему же с оспой эксперимент удался, а с полиомиелитом нет?

По мнению В.Б.Сейбиля и Л.П.Малышкиной, сотрудников Института полиомиелита и вирусных энцефалитов им. М.П.Чумакова РАМН, при разработке решения эксперты ВОЗ не учли коренные различия между возбудителями и вакцинами натуральной оспы и полиомиелита.

Заражение вирусом оспы неизбежно ведет к развитию заболевания, а полиомиелит зачастую протекает бессимптомно, что затрудняет наблюдение за его распространением. Вакциной от оспы служит другой вирус из того же рода, который не передается от человека к человеку. Для профилактики же полиомиелита используется вакцина, несущая живой вирус полиомиелита с искусственно сниженной нейровирулентностью. Вакцинный вирус способен передаваться от человека к человеку и даже вновь стать патогенным. Такой вирус-ревертант может вызвать заболевание, по тяжести клинических симптомов сходное с инфекцией, связанной с диким вирусом.

В последние годы появились данные о том, что средой для циркуляции вакцинных вирусов, оставшихся в популяции после прекращения вакцинации, служит взрослое население. Во-первых, длительного носительства вакцинного полиовируса не наблюдается только у привитых лиц с нормальным состоянием иммунной системы, а у людей, страдающих иммунодефицитом, оно возможно. Во-вторых, не подтвердилась гипотеза о пожизненном сохранении иммунитета после вакцинации. Некоторые люди могут выделять вирус-ревертант. Все это должно привлечь серьезное внимание экспертов ВОЗ; возможно, уже сейчас необходимо одновременно с вакцинацией новорожденных ревакцинировать всех взрослых членов семьи.

Есть и еще один аспект: наряду с полиовирусами в природе существует более 70 серотипов других энтеровирусов, многие из которых способны вызывать тяжелые полиомиелитоподобные паралитические заболевания. Сейчас в результате интерференции с вакцинными вирусами распространение энтеровирусов сведено к минимуму, а вызываемые ими эпидемические вспышки (например, в Болгарии в 1975 г.) успешно и быстро купируют с помощью ОПВ. Чего же ожидать после ее отмены, когда энтеровирусы займут освободившееся пространство, а такого оружия, как оральная полиовакцина, у органов здравоохранения не будет? По мнению авторов, у человечества сформировалась вакцинозависимость, и не следует прекращать вакцинацию после остановки циркуляции возбудителя. Более того, в последние годы все больше специалистов сомневается в возможности полной ликвидации инфекционных заболеваний вообще. Так, оказалось, что вирус оспы обезьян близок по природе к искорененному вирусу натуральной оспы, он способен вызывать заболевания у людей и передаваться от человека к человеку.

Вопросы вирусологии. 2005. №3. С.60-64 (Россия).
См. также В.Б. Сейбиль, "Как завершить вакцинацию от полиомиелита"
и В.Б. Сейбиль, Л.П. Малышкина, "ВОЗ и проблема ликвидации инфекционных заболеваний"

КОРОТКО

В целях эффективной борьбы с саранчой Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН развертывает в 20 странах Африки сеть раннего оповещения о нашествии стай этого вредителя. Сеть уже прошла успешные испытания в 2004 г. Спутники Национального центра космических исследований Франции собирают информацию о состоянии природной среды (метеорологические данные, сведения о растительности и т.д.) и передают ее органам власти в течение несколько секунд. До сих пор на это требовались недели.

Science et Vie. 2006. №1060. P.28 (Франция).

Мировое лидерство в создании парникового эффекта занимают газовые выбросы при производстве электроэнергии (около 40%). Затем следуют выхлопные газы автотранспорта и авиации и промышленные выбросы (по 25%). В отличие от других развитых стран, Франция основную часть электроэнергии вырабатывает на атомных электростанциях (АЭС), а от них выбросы СО2 значительно меньше, чем от тепловых электроцентралей (ТЭЦ), работающих на ископаемом топливе. Таким образом, во Франции производство электроэнергии ответственно лишь за 12% выбросов СО2; и тогда на первое место (около 30%) там выходят транспортные средства, оставляя позади промышленность и сельское хозяйство (по 25%).

Terre Sauvage. 2006. №213. P.XX (Франция).

Дикие слоны африканской саванны нередко пошатываются во время ходьбы. Принято считать, что это результат опьяняющего действия поедаемых ими перебродивших плодов марулы (это растение принадлежит к семейству анакордиевых, в которое входит и известное всем манго). Однако расчеты группы сотрудников Бристольского университета (Великобритания) показали: чтобы слон получил необходимое для опьянения количество спирта, он должен съесть невероятно много марулы. Исследователи предложили иные объяснения поведения животных: вместе с плодами в их организм попадает и кора дерева, в которой живут ядовитые жуки-скарабеи. Таким образом, пошатывание слонов вызвано не алкоголем, а отравлением токсинами.

Science et Vie. 2006. №1061. P.21 (Франция).

Причина смерти Людвига ван Бетховена - отравление свинцом. Об этом свидетельствуют итоги исследования фрагментов черепа композитора, проведенного в Аргоннской национальной лаборатории (штат Иллинойс, США) с помощью самого современного в Западном полушарии источника рентгеновского излучения. ДНК-анализ подтвердил, что костные останки принадлежат Бетховену. В 2000 г. уже проводился анализ его волос, давший аналогичные результаты, но тогда у специалистов оставались некоторые сомнения. Теперь же дан однозначный ответ: количество свинца в организме великого музыканта многократно превышало норму, и накапливалось оно на протяжении длительного времени.

Science et Vie. 2006. №1061. P.20 (Франция).

Крупнейший в мире завод по опреснению морской воды строит в Ашкелоне (Израиль) компания “Виолия Уотер”. Ежегодная производительность завода составит 108 млн м3 пресной воды, что может удовлетворить потребности 1.4 млн человек. Используемая технология - “обратный осмос” - состоит в прокачивании средиземноморской воды под большим давлением через ряд мембран, которые удерживают растворенные соли (их концентрация снижается в 1000 раз), бактерии и вирусы.

Science et Vie. 2006. №1061. P.14 (Франция).

Специалисты НАСА, испытывая новую аппаратуру слежения за Луной, непосредственно наблюдали взрыв на лунной поверхности. Количество выброшенной энергии было эквивалентно почти 70 кг тринитротолуола. Вспышка возникла от падения на окраину Моря дождей метеорита, возможно, входившего в метеорный поток Таурид, который в конце октября и начале ноября 2005 г. делал ночное время на Земле более светлым. Диаметр возникшего кратера около 3 м.

Sciences et Avenir. 2006. №708. P.18 (Франция).

21 761 м - таков новый мировой рекорд высоты подъема на воздушном шаре, поставленный недавно индийцем В.Сингханиа. На своем аппарате объемом 45 тыс. м3 он преодолел не только предыдущий рекорд (19 811 м), установленный в 1988 г., но и символический предел высоты для воздушных шаров в 70 тыс. футов (21 336 м).

Science et Vie. 2006. №1060. P.13 (Франция).

После 13 лет пребывания на орбите французско-американский спутник “TOPEX-Poseidon” выведен из эксплуатации из-за серьезных неполадок в системе ориентации. Этот пионер спутниковой океанографии был запущен в 1992 г. с исследовательской миссией на пять лет, которая неоднократно продлевалась. Его радарные измерения позволяли изучать колебания уровня моря, роль приливов, циркуляцию вод Мирового океана и ее воздействие на климатические процессы. С 2001 г. преемником “TOPEX-Poseidon” на орбите стал “Jason”; в 2008 г. к нему должен присоединиться “Jason-2”.

Sciences et Avenir. 2006. №708. P.22 (Франция).

Более 20 детенышей больших панд появились в 2005 г. на свет в зоопарках Китая с помощью искусственного осеменения. К такому методу пришлось прибегнуть, поскольку эти животные, особенно в неволе, отличаются очень слабым половым инстинктом.

Science et Vie. 2006. №1061. P.15 (Франция).

РЕЦЕНЗИЯ

Е.Л.Фейнберг.
ДВЕ КУЛЬТУРЫ.
ИНТУИЦИЯ И ЛОГИКА
В ИСКУССТВЕ И НАУКЕ.
Фрязино: Век 2, 2004. 288 с.

© Комар А.А.

Искусство и наука

А.А. Комар,
доктор физико-математических наук
Физический институт им.П.Н.Лебедева РАН
Москва

Прежде чем начать рассказ о книге, хотелось бы сказать несколько слов об ее авторе. Евгений Львович Фейнберг (1912-2005) был членом Российской академии наук, хорошо известным в стране физиком-теоретиком, пользующимся уважением в среде физиков. Вся его научная жизнь была связана с Физическим институтом им. П.Н.Лебедева РАН. Он пришел в теоретический отдел ФИАНа в 1938 г. Если учесть, что отдел во главе с И.Е.Таммом, созданный незадолго перед этим, в 1934 г., был очень немногочислен, то Евгений Львович стал непосредственным участником и свидетелем первых шагов его развития, создания той удивительной атмосферы увлеченности наукой и творческого подъема, исключительной взаимной благожелательности и поддержки, которые были так характерны для Тамма и стали в дальнейшем визитной карточкой отдела. Неслучайно, когда с течением времени Фейнберг стал одной из ведущих фигур теоретического отдела, он делал все для продления и укрепления традиций, заложенных академиком Таммом. После смерти Игоря Евгеньевича (1971) именно Фейнберг сменил его на посту руководителя общеинститутского семинара в ФИАНе.

Будучи ученым широких интересов, Фейнберг занимался множеством различных проблем: изучением закономерностей распространения радиоволн около земной поверхности, ядерной физикой (в связи с так называемым “атомным проектом”), физикой космических лучей (в связи с множественным рождением элементарных частиц при высоких энергиях) и в последние годы - физикой кварк-глюонной плазмы. В научной среде Евгений Львович был известен как ученый, тонко чувствовавший и понимавший тенденции развития современной ему физики. В то же время он был человеком, который никогда не замыкался на чисто физической проблематике. Он всегда живо интересовался вопросами литературы, искусства и близкими к ним эстетикой, философией, мог с готовностью вести беседы на эти темы, будучи поистине разносторонне образованным человеком.

Существовал еще и личный фактор, который безусловно оказал большое воздействие на Фейнберга: его жена, В.Д.Конен, была известным искусствоведом. В повседневной жизни это создавало для него совершенно новый, дополнительный круг знакомств и общений, которые обогащали сферу его знаний суждениями и высказываниями, достаточно далекими от физики. Тот факт, что Фейнберг при этом всегда оставался физиком, позволяло ему по-своему оценивать и осмысливать суждения гуманитариев и постепенно создавало почву для сопоставления их мировосприятия представителями естественных наук. Это сопоставление в конечном счете вылилось в написание рецензируемой книги. С чувством глубокой признательности автор посвятил ее памяти своей жены.

Желание выразить свое отношение к кругу проблем, касающихся взаимоотношения науки и искусства, возникло у Фейнберга достаточно давно. Предыдущие издания этой книги вышли в 1981 г. и 1992 г. (первое - под другим названием). Можно порадоваться тому, что Евгению Львовичу при жизни удалось внести в текст все запланированные им дополнения и исправления, и читатель сможет ознакомиться с той версией книги, которую хотел бы донести до него автор.

* * *

Название “Две культуры” возникло как результат негласной заочной полемики с книгой Ч.Сноу, имеющей то же название (1959).

Чарльз Перси Сноу (1905-1980) - профессиональный физик, более 10 лет был советником британского правительства по науке, пэр Англии с 1957 г. Впоследствии он стал писателем. Оценивая развитие цивилизации в период после Второй мировой войны, с тревогой Сноу пишет о нарастающем доминировании в жизни общества научных, строго рациональных подходов и оттеснении на второй план гуманитарных начал, о нарастающем непонимании между представителями научной и гуманитарной интеллигенции и даже о расхождении их менталитетов (отсюда “две культуры”).

Фейнберг, признавая все большее вторжение в повседневную жизнь различных достижений науки и техники, изменяющих характер мышления людей, приводит тем не менее ряд серьезных доводов глубинного характера, доказывающих, что деятельность людей не может быть только рассудочной, рациональной, что творчество, не связанное с логикой, а более руководимое интуицией, не менее важно для развития человеческого сообщества.

Отсюда, в частности, следует вывод, что творчество, связанное с искусством, классическим родом деятельности, опирающимся на эмоции и интуицию, не менее важно для человечества, чем наука. И, следовательно, по мысли Фейнберга, заключение о постепенном уменьшении роли и влияния искусства и гуманитарных начал в обществе преждевременно. Иными словами, вывод Фейнберга противоположен выводу Сноу. Не случайно возникает подзаголовок “интуиция и логика в искусстве и науке”. Он задает то направление, в котором будет вестись обсуждение.

Книга “Две культуры” - полемическая, она построена как солидный научный трактат, но при всей своей внешней серьезности лишена научной сухости. Автор широко иллюстрирует свои соображения примерами, заимствованными из литературы, живописи, музыки. Нередко цитируются и яркие поэтические строчки. В процессе обсуждения различных тем на страницах книги часто приводятся высказывания выдающихся представителей искусства и литературы разных эпох, а там, где это касается научных и философских проблем, - известных ученых и философов. Фейнберг очень щедр на подобные цитирования, и это придает дополнительную живость изложению. Я не говорю уже о том, что читатель в процессе знакомства с книгой сможет насладиться безукоризненным литературным слогом автора.

Полагаю, ни у кого из читателей не вызовет затруднения ответ на вопрос: “Для чего людям нужна наука?” В то же время ответ на схожий вопрос “Для чего нужно искусство?” далеко не столь очевиден. Именно с этого вопроса автор начинает первую главу своей книги. Вокруг обсуждения этой темы и более широкой темы о роли интуиции в человеческом сознании строится дальнейший разговор с читателем. Известно, что искусство сопровождает людей с глубокой древности (наскальные рисунки, создание примитивных человеческих фигурок). С развитием человеческого общества формы искусства множатся и усложняются (живопись, скульптура, архитектура, литература, музыка, театр и т.п.). Значит, по какой-то причине искусство всегда оказывалось жизненно важным для людей. Анализируя эту тему, Фейнберг выделяет ряд суждений, отмеченных предшествующими исследователями. По мнению разных авторов, искусство необходимо людям, потому что: вызывает удовольствие (от рассматривания картины, скульптуры, прослушивания музыки), опосредованно помогает познанию мира (театр, художественная литература), выполняет воспитательную функцию (учит нравственности), осуществляет коммуникативную функцию между людьми (на чем особенно настаивал Л.Н.Толстой) и выполняет ряд других задач. Фейнберга подобные формулировки не вполне удовлетворяют, ибо он, признавая значимость всего перечисленного, считает (вслед за Г.Гегелем), что отмеченные пункты “не определяют понятия искусства”. Поэтому для раскрытия значимости искусства он стремится найти более общую, глубинную формулировку, - определение, обнимающее все виды искусства. Определение, даваемое автором: искусство - это синтетический, внелогичный, интуитивный способ восприятия мира, основанный на эмоциональных ощущениях. Существует близкое высказывание Гегеля, цитируемое в книге: “Искусство имеет своей задачей раскрывать истину в чувственной форме...”.

То, что искусство - это способ восприятия мира, вряд ли кто будет оспаривать. Главная проблема здесь - справляется ли искусство с задачей отыскания истины, общей для всех или хотя бы для большинства людей? Наука с этой задачей справляется. Фейнберг указывает путь, следуя которому, как он полагает, можно прийти к положительному ответу. Решающее значение, по его мнению, имеют здесь рассуждения И.Канта. Интуитивное суждение, как следует из анализа Канта, истинно, если оно вызывает чувство высокого удовольствия или удовлетворения у лица, его ощущающего. Это именно то, что наблюдается у большинства людей (зрителей, слушателей, читателей) при знакомстве с высокими образцами искусства. Обычно это принято называть массовым восхищением, восторгом. Простого объяснения этому явлению не существует. Здесь Фейнберг делает интересную сноску-примечание, в котором, ссылаясь на мнение психофизологов, указывает, что очень трудно отделить в процессе выработки человеком мнения или суждения те компоненты, которые приходят от сознания, от тех, которые приходят от подсознания, а, может быть, и от тех, которые приходят от их комбинации, которую он называет “сверхсознанием”.

Принимая кантовский подход, Евгений Львович приходит к выводу, что для больших общностей людей, связанных общей историей, культурой и традициями, восприятие произведений искусства приводит к близкому или тождественному впечатлению. Это означает, что через общение с искусством на эмоциональном, подсознательном уровне возможна передача многим людям того достаточно сложного информационного послания, которое было заложено в него автором творческого произведения (особенно яркий пример - музыка). Иными словами, вполне возможно адекватное восприятие мира на интуитивном уровне, причем, быть может, в формах гораздо более богатых красками, чем в рамках логически выверенного суждения. По этому поводу в другом месте автор употребляет термин “целостное восприятие действительности”.

Завершая обсуждение роли искусства в жизни человеческого общества, Фейнберг отмечает еще одну функцию искусства, которую считает, возможно, самой главной: “искусство… вносит гармонию во внутреннюю жизнь человека и его мироощущение”. Чуть детальнее он пишет: “Интуитивное восприятие.., если оно воспринимается как раскрывающее истину, неизбежно связано с вызываемым им чувством удовлетворения: возникает ощущение гармонии миропорядка”.

Не менее пристально автор анализирует в своей книге научный метод познания мира. Что касается функции логики в науке - тут все понятно. Поэтому главный акцент при обсуждении делается на выяснении роли интуиции в научном творчестве. Евгений Львович различает здесь два типа интуиции: интуиция-догадка и интуиция-суждение. Интуиция-догадка (как поясняет автор) - это лишь другие слова для обозначения научной гипотезы. Научные гипотезы очень часто используются в научной работе. Их возникновение есть действительно плод интуиции, результат сложной игры сознания и подсознания. Но правильность гипотезы легко проверяется экспериментом. Здесь нет задачи “раскрывать истину в чувственной форме”.

Гораздо сложнее дело обстоит с интуицией-суждением. Интуиция-суждение, подчеркивает Фейнберг, как правило, имеет отношение к аксиоматическому базису науки. В первую очередь это касается физики и математики. В качестве примера он приводит аксиомы геометрии Евклида, предположение о существовании абсолютного пространства и времени в механике Ньютона и др. В роли интуиции-суждения здесь выступает ограниченное число внутренне непротиворечивых допущений, которые находятся в согласии с интуитивными представлениями об устройстве мира. Эти допущения нельзя логически обосновать или проверить, по крайней мере в момент их принятия, поскольку в этот момент интуитивно они кажутся очевидными.

Тем не менее ситуация в науке все же несколько иная, чем в искусстве. По мере накопления данных об окружающем мире аксиоматический базис может меняться. Так (замечает автор), представление об абсолютном пространстве и времени в механике И.Ньютона сменилось на представление о четырехмерном пространстве Г.Минковского в специальной теории относительности А.Эйнштейна, аксиомы геометрии Евклида заменяются другими положениями в неевклидовских (римановых) геометриях и т.д. Но все равно исходные положения в данной области науки на какое-то время, подчас очень значительное, остаются плодом внелогического суждения, принимаемого всеми без особых сомнений.

В связи с проблемами аксиоматического базиса науки, в частности математики, где, казалось бы, позиции аксиоматического базиса особенно прочны, автор в нескольких местах книги упоминает фамилию австрийского математика К.Гёделя (1906-1978). Гёдель еще в 1934 г. доказал теорему, которую не вполне точно можно назвать теоремой о неполноте системы аксиом. Практически это означает, что для математических конструкций типа арифметики нельзя обойтись фиксированным числом аксиом. В процессе рассуждений возникают ситуации, когда провести убедительное доказательство невозможно и приходится вводить дополнительные аксиомы. А каждая аксиома - это акт подсознательного творчества, т.е. приходится прибегать к интуиции-суждению. В этой связи Фейнберг цитирует два высказывания из книги современного американского математика и историка М.Клайна “Утрата определенности”: “Математика такая же эмпирическая наука, как ньютоновская механика” и “Математические понятия и аксиомы берут свое начало из наблюдений реального мира”.

Е.Л. Фейнберг.

Следующий пункт, где Евгений Львович усматривает интуитивное начало в строгом логическом здании наук, - это экспериментальная проверка изучаемых научных закономерностей. Возникает вопрос: как долго (количественно, как точно) нужно проверять подмеченную закономерность? Иными словами, возникает вопрос о достаточности опытной проверки. Ответ на этот вопрос не может быть получен логически. Обычно экспериментатор отвечает на этот вопрос, опираясь на свое чутье: достаточно или недостаточно, т.е опять возникает случай интуиции-суждения. Бывает, экспериментатор угадывает, бывает - что нет. В истории физики прошлого столетия было немало случаев, когда дополнительная, более точная проверка позволяла вскрыть новые факты и закономерности - например, обнаружение удивительного факта несимметрии правого и левого в процессах слабого взаимодействия элементарных частиц. Существует много других примеров. В этом пункте важно осознать, на что и обращает внимание Евгений Львович, что точная наука (и в частности физика) в вопросе о достаточности опытной проверки не может обойтись без привлечения интуитивного суждения.

Завершая обсуждение этого круга вопросов, Фейнберг делает вывод: “признание фундаментальной роли интуитивного суждения наравне с логикой представляет собой коренное изменение методологии математики и физики, произошедшее на протяжении XX века”.

Утверждение значимости интуитивного суждения в науке и искусстве и провозглашение доверия к такому суждению неизбежно затрагивает очень тонкий вопрос о вере вообще и религиозных верованиях, о том, как устроен окружающий нас мир и что лежит в его основе. Чему можно и в какой степени доверять, а что нужно проверять на опыте? Автор, естественно, не мог уйти от этого вопроса. Обсуждению этой темы посвящены целых две главы книги: “Интуитивное суждение и вера” и “Интуитивное суждение и “основной вопрос философии””. При чтении этих глав читатель найдет много для себя интересного: рассуждения о роли религии в жизни человеческого общества и о связи религии и искусства, информацию об отношении к религии ученых разных эпох (прошлых - И.Ньютона, П.Лапласа, Б.Паскаля, недавних - А.Эйнштейна, А.Д.Сахарова). Особенно подробно обсуждаются взгляды Эйнштейна. При этом Фейнберг прибегает к обильному цитированию из различных работ. Читатель, который знаком только с научной стороной творчества Эйнштейна, получит истинное удовольствие от знакомства с его тонко выверенными высказываниями. “Основой всей научной работы служит убеждение, что мир представляет собой упорядоченную и познаваемую сущность. Мое религиозное чувство - это почтительное восхищение тем порядком, который царит в небольшой части реальности, доступной нашему слабому разуму”, - так изящно Эйнштейн формулирует свое материалистическое видение мира.

Что касается личной точки зрения автора на внешний мир с позиции отстаиваемой им в книге неразрывной связи логики и интуиции в научном творчестве, то это безусловно материалистический взгляд, обогащенный элементами диалектики. Об этом достаточно ясно сказано в седьмой главе, в которой выясняется отношение разных подходов к познанию мира к “основному вопросу философии”. Как полагает Евгений Львович, его позиция по многим пунктам близка к обычно формулируемой позиции диалектического материализма.

Общий вывод автора - логика и интуиция вполне равнозначные способы познания окружающего мира. Интуиция особенно важна в гуманитарных областях жизни, в социальной сфере, где господствуют трудно учитываемые эмоциональные факторы. В науке логические подходы и доводы, конечно, доминируют. Но быстрое развитие самых разных областей наук с необходимостью повышает в них роль эвристического начала, т.е. все той же интуиции. Полнота познания мира, по мнению Фейнберга, может быть обеспечена лишь творческим сочетанием логики и интуиции во всех сферах человеческой деятельности.

НОВЫЕ КНИГИ

Охрана природы

УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ РОССИИ. Отв. ред. Н.Ф.Глазовский. М.: Т-во науч. изд. КМК, 2005. 615 с.

Переход к устойчивому развитию сельского хозяйства и сельских территорий (САРД) основан на интегрированном социо-эколого-экономическом подходе к развитию агропромышленного комплекса. Цель - повысить уровень жизни села, увеличить производство экологически безопасной продукции и улучшить состояние окружающей среды. Выявляется взаимосвязь масштабов, включая «глокализацию» - переплетение глобальных процессов и локальных проблем развития. Определяются принципы и методы перехода к САРД путем интегрального использования природных, технических, экономических, социальных, организационно-хозяйственных и информационных ресурсов.

На примере ряда стран (США, Канады, Германии, Китая, Индии) анализируется роль государства, местного самоуправления, сети научно-исследовательских учреждений и других структур при переходе к САРД.

Основную часть работы составляют исследования современного кризисного состояния сельского хозяйства и территорий России, возможностей и ограничений перехода к САРД в стране на разных уровнях: общегосударственном, крупных регионов и субъектов РФ. Заключительный раздел книги - это синтез результатов проведенного исследования, краткая характеристика разносторонних мер, реализация которых необходима для выхода из кризиса сельского хозяйства страны.

Антропология

АНТРОПОЛОГИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ. Отв. ред. Т.И.Алексеева. М.: Научный мир, 2005. 328 с.

В книге опубликованы результаты 16-летней работы экспедиций НИИ и Музея антропологии МГУ на Алтае-Саянском нагорье и антропологического отряда Комплексной советско-монгольской историко-культурной экспедиции в Монголии. Освещены вопросы этногенеза, процессы роста, развития и старения, а также эффекты приспособления популяций к условиям высокогорья, пустыни, тайги и степи на уровне морфофизиологических особенностей организма.

В задачу исследования не входило подробное освещение проблем расогенеза в центрально-азиатском регионе, поскольку основная его цель - изучить процесс приспособления человеческих популяций к среде обитания. Большой интерес здесь представляют антропологические данные о формировании изучаемого населения и о сложении его физического облика, так как позволяют установить, какова мера сходства, и, следовательно, общности происхождения отдельных народов Центральной Азии.

Монография освещает следующие темы: антропологические черты коренного населения Центральной Азии; молекулярно-генетические характеристики генофонда; особенности строения тела и обмена веществ; процессы роста, развития и старения; морфофизиологические особенности в связи с климатическими и геохимическими факторами; антропоэкологические связи в различных экологических нишах центрально-азиатского региона.

История науки

Б.М.Медников. ИЗБРАННЫЕ ТРУДЫ. ОРГАНИЗМ, ГЕНОМ, ЯЗЫК. Сост.: К.А.Савваитова, М.Б.Медникова. М.: Т-во науч. изд. КМК, 2005. 452 с.

Название этой книги последовательно отражает различные аспекты научных интересов ее автора, Бориса Михайловича Медникова (1932-2001) - биолога, ученого-энциклопедиста, теоретика и популяризатора науки.

Он начинал свою научную деятельность как гидробиолог и ихтиолог, позднее преподавал на кафедре зоологии беспозвоночных в МГУ. Затем его интересы сместились в область молекулярной биологии и теории эволюции. Он был одним из основателей нового направления в систематике - геносистематики, создал систему аксиом биологии, исследовал проблемы эволюции генома, микроэволюции и видообразования на молекулярном уровне. Исследование эволюции повторяющихся последовательностей ДНК привели Медникова к изучению проблемы происхождения ретровирусов, в том числе вируса СПИДа.

Работы Медникова интересны широкому кругу исследователей, но они рассредоточены в различных специализированных журналах или научно-популярных изданиях. В этом сборнике собраны работы разных лет, рассматривающие как частные, так и общие вопросы биологии, лежащие в основе сохранения биоразнообразия. Кроме того, публикуются главы оставшейся незавершенной монографии, посвященной поиску аналогий в механизмах биологической и культурной эволюции.

VIVOS VOCO! - ЗОВУ ЖИВЫХ!