Публицистика Прихожая


"Огонек" ╟32 август 1984г.
В рубрике "Гости "Огонька""

Вместе с гитарой

Н. Калугин

 

В жизни Виктора Луферова 1978 год оказался одним из самых счастливых. На него пришлось окончание Гнесинского училища и победа в представительном песенном конкурсе, где написанная Виктором баллада обеспечила ему первое место. На заключительном концерте фестиваля произошла его встреча с известной певицей Еленой Камбуровой, предложившей работать вместе.

Столь лестное приглашение было далеко не случайным. В. Луферова знали как гитариста, удачно сочетавшего профессионализм исполнения с пониманием специфики авторской песни - жанра, широко представленного в репертуаре вокалистки.

Идея показать возможности авторской песни путем ее слияния с другими эстрадными жанрами давно занимала Луферова. В 1967 году, пытаясь ее осуществить, он создал студенческий ансамбль, исполнявший песни, которые, как тогда считалось, могли звучать только под гитару. Когда слушатели обнаружили, что скрипки, виолончели, кларнет и ударные потеснили монопольную владычицу жанра, удивлению их не было предела.

Короче, многие слушатели не приняли тогда ансамблевого прочтения известных произведений. Что ж, решил Виктор, он предоставит им гитарное, но уж заставит свой инструмент звучать так же широко и разнообразно, как ансамбль. Виктор задумал покончить с традицией, которая предписывала гитаре лишь ритмически поддерживать солиста. Теперь она должна стать полноправным его союзником. Тогда-то и начала оттачиваться манера музыканта, которую не назовешь пением под гитару. Точнее будет - вместе с гитарой.

Успех, наконец пришедший к исполнителю, объясняется еще и тем, что в его концертах наряду с песнями маститых авторов все чаще стали звучать и свои собственные.

О чем его песни? "В придорожном камне прячется алмаз..." Но требуется немало сил, как узнаем мы из "Баллады о музыканте", чтобы подняться над будничностью, в повседневном разглядеть новую красоту, высокую поэзию бытия. А песня Луферова "Друзьям" убеждает нас, что достичь этого невозможно без интереса к окружающим, без постоянной готовности окунуться в их заботы, распахнуть друг другу сердца...

Самобытность отличала уже первые его песни - и стихи и музыку. Во многом этому способствовало разнообразие интересов Виктора, хотя тут музыкант снова отказывался признавать "неоспоримые" истины. Считалось бесспорным, что влияние на авторскую песню других музыкальных жанров ничего, кроме вреда, принести не может. А Луферов заявил, что артист, замыкающийся на одной манере, едва ли сможет добиться цельности, полнокровности образа. Увлечение фольклором - еще понятно. Но Виктор начал заниматься и в экспериментальной джазовой студии Дома культуры "Замоскворечье". И результат сказался довольно быстро: исполнительский стиль артиста сделался глубже, разноплановее.

Случалась, исполнители авторской песни прощались с ней ради работы на профессиональной эстраде. Но поступить наоборот до Луферова никому в голову не приходило. Однако он сделал это, как только осознал, что занятость в Москонцерте оставляет слишком мало времени для сочинения собственных песен. И дал зарок не возвращаться на профессиональную сцену, пока не напишет столько произведений, что можно будет в течение нескольких лет менять свой репертуар. Тем не менее он продолжает выступать - теперь уже во дворцах культуры и клубах, так сказать, на самодеятельной сцене. Исполнитель уверен, что только постоянная концертная деятельность сможет переубедить тех, кто до сих пор отказывается всерьез относиться к авторской песне, считая, что она сводится лишь к паре плохо выученных аккордов и куплетов.

Меж тем авторская песня завоевывает все большую популярность в нашей стране. (Министерством культуры СССР было принято специальное постановление об этом жанре, которое, в частности, предусматривает и выпуск целой серии пластинок с записями лучших исполнителей.) Но, как и в любом деле, рядом с людьми по-настоящему талантливыми работают и такие, чьи опусы далеки от совершенства. Виктор Луферов относится к числу музыкантов, убежденно и непримиримо борющихся с халтурой и безвкусицей. Всегда отличавшийся требовательностью к себе, он уверен, что вправе предъявить свои требования и товарищам по искусству. За ним давно утвердилась слава человека принципиального, ставящего выше всего интересы любимого дела. Думается. это сыграло не последнюю роль в решении организаторов Общетрассового песенного фестиваля на БАМе, проходившего в прошлом году, пригласить Виктора в качестве почетного гостя и члена жюри.

Когда-то росту популярности "гитарной" песни сильно способствовало появление среди ее авторов профессиональных поэтов. Что ж, говорили, однако, скептики, стихи хороши, но вот мелодия... Думается, что с приходом на эстраду таких многоплановых музыкантов, как Виктор Луферов, это "но" уже не будет произноситься.

***

Фото Г. Розова