Пишем простейшие программы

В предыдущем задании мы использовали Питон для простых разовых вычислений, используя интерактивный режим. Например, было задание вычислить длину гипотенузы прямоугольного треугольника по ее катетам. Запустите текстовый редактор и напишите следующий текст:

a = 1543
b = 3451
c = (a ** 2 + b ** 2) ** 0.5
print (c)

Здесь мы используем переменные — объекты, в которых можно сохранять различные (числовые, строковые и прочие) значения. В первой строке переменной a присваивается значение 1543, затем переменной b присваивается значение 3451, затем переменной c присваивается значение арифметического выражения, равному длине гипотенузы.

После этого значение переменной c выводится на экран.

Сохраните этот текст в файле с именем hypot.py. Запустите терминал, перейдите в каталог, где лежит этот файл и выполните эту программу:

$ python hypot.py

Интерпретатор языка Питон, запущенный с указанием имени файла, запускается не в интерактивном режиме, а выполняет ту последовательность команд, которая сохранена в файле. При этом значения вычисленных выражений не выводятся на экран (в отличии от интерактивного режима), поэтому для того, чтобы вывести результат работы программы, то есть значение переменной c, нам понадобится специальная функция print.

Ввод данных: функция input()

Пример выше неудобен тем, что исходные данные для программы заданы в тексте программы, и для того, чтобы использовать программу для другого треугольника необходимо исправлять текст программы. Это неудобно, лучше, чтобы текст программы не менялся, а программа запрашивала бы у пользователя данные, необходимые для решения задачи, то есть запрашивала бы значения двух исходных переменных a и b. Для этого будем использовать функцию input(), которая считывает строку с клавиатуры и возвращает значение считанной строки, которое сразу же присвоим переменым a и b:

a = input()
b = input()

Правда, функция input возвращает текстовую строку, а нам нужно сделать так, чтобы переменные имели целочисленные значения. Поэтому сразу же после считывания выполним преобразование типов при помощи фунцкии int, и запишем новые значения в переменные a и b.

a = int(a)
b = int(b)

Можно объединить считывание строк и преобразование типов, если вызывать функцию int для того значения, которое вернет функция input:

a = int(input())
b = int(input())

Далее в программе вычислим значение переменной c и выведем результат на экран.

Теперь мы можем не меняя исходного кода программы многократно использовать ее для решения различных задач. Для того нужно запустить программу и после запуска программы ввести с клавиатуры два числа, нажимая после кажого числа клавишу Enter. Затем программа сама выведет результат.

Вывод данных: функция print()

Функция print может выводить не только значения переменных, но и значения любых выражений. Например, допустима запись print(2 + 2 ** 2). Также при помощи функции print можно выводить значение не одного, а нескольких выражений, для этого нужно перечислить их через запятую:

a = 1
b = 2
print(a, '+', b, '=', a + b)
В данном случае будет напечатан текст 1 + 2 = 3: сначала выводится значение переменной a, затем строка из знака “+”, затем значение переменной b, затем строка из знака “=”, наконец, значение суммы a + b.

Обратите внимание, выводимые значение разделяются одним пробелом. Но такое поведение можно изменить: можно разделять выводимые значения двумя пробелами, любым другим символом, любой другой строкой, выводить их в отдельных строках или не разделять никак. Для этого нужно функции print передать специальный именованный параметр, называемый sep, равный строке, используемый в качестве разделителя (sep — аббревиатура от слова separator, т.е. разделитель). По умолчанию параметр sep равен строке из одного пробела и между значениями выводится пробел. Чтобы использовать в качестве разделителя, например, символ двоеточия нужно передать параметр sep, равный строке ':':

print(a, b, c, sep = ':')

Аналогично, для того, чтобы совсем убрать разделитель при выводе нужно передать параметр sep, равный пустой строке:

print(a, '+', b, '=', a + b, sep = '')

Для того, чтобы значения выводились с новой строке, нужно в качестве параметра sep передать строку, состоящую из специального символа новой строки, которая задается так:

print(a, b, sep = '\n')

Символ обратного слэша в текстовых строках является указанием на обозначение специального символа, в зависимости от того, какой символ записан после него. Наиболее часто употребляется символ новой строки '\n'. А для того, чтобы вставить в строку сам символ обратного слэша, нужно повторить его два раза: '\\'.

Вторым полезным именованным параметром функции print является параметр end, который указывает на то, что выводится после вывода всех значений, перечисленных в функции print. По умолчанию параметр end равен '\n', то есть следующий вывод будет происходить с новой строки. Этот параметр также можно исправить, например, для того, чтобы убрать все дополнительные выводимые символы можно вызывать функцию print так:

print(a, b, c, sep = '', end = '')

Упражнения

A: Сумма

Дано два числа a и b. Выведите сумму этих двух чисел.

Пример

Ввод Вывод
3
4
7

B: Hello, Harry!

Напишите программу, которая приветствует пользователя, выводя слово Hello, введенное имя и знаки препинания по образцу:

Пример

Ввод Вывод
Harry
Hello, Harry!

C: Следующее и предыдущее

Напишите программу, которая считывает целое число и выводит текст, аналогичный приведенному в примере (пробелы важны!):

Пример

Ввод Вывод
1543
The next number for the number 1543 is 1544.
The previous number for the number 1543 is 1542.

Целочисленная арифметика

Для целых чисел определены ранее рассматривавшиеся операции +, -, * и **. Операция деления / для целых чисел возвращает значение типа float. Также функция возведения в степень возвращает значение типа float, если показатель степени — отрицательное число.

Но есть и специальная операция целочисленного деления, выполняющегося с отбрасыванием дробной части, которая обозначается //. Она возвращает целое число: целую часть частного. Например:

>>> 17 // 3
5
>>> -17 // 3
-6

Другая близкая ей операция: это операция взятия остатка от деления, обозначаемая %:

>>> 17 % 3
2
>>> -17 % 3
1

Упражнения

D: Дележ яблок - 1

n школьников делят k яблок поровну, неделяющийся остаток остается в корзинке. Сколько яблок достанется каждому школьнику? Программа получает на вход числа n и k и должна вывести искомое количество яблок.

Пример

Ввод Вывод
3
14
4

E: Дележ яблок - 2

n школьников делят k яблок поровну, неделяющийся остаток остается в корзинке. Сколько яблок останется в корзинке? Программа получает на вход числа n и k и должна вывести искомое количество яблок.

Пример

Ввод Вывод
3
14
2

G: Последняя цифра

Дано натуральное число. Выведите его последнюю цифру.

Пример

Ввод Вывод
179
9

H: Число десятков двузначного числа

Дано двузначное число. Найдите число десятков в нем.

Пример

Ввод Вывод
42
4

I: Число десятков

Дано натуральное число. Найдите число десятков в его десятичной записи (то есть вторую справа цифру его десятичной записи).

Пример

Ввод Вывод
179
7

J: Сумма цифр

Дано трехзначное число. Найдите сумму его цифр.

Пример

Ввод Вывод
179
17

K: Следующее четное

Дано целое число n. Выведите следующее за ним четное число.

Пример

Ввод Вывод
7
8
8
10

L: Шнурки*

Обувная фабрика собирается начать выпуск элитной модели ботинок. Дырочки для шнуровки будут расположены в два ряда, расстояние между рядами равно a, а расстояние между дырочками в ряду b. Количество дырочек в каждом ряду равно N. Шнуровка должна происходить элитным способом “наверх, по горизонтали в другой ряд, наверх, по горизонтали и т.д.” (см. рисунок). Кроме того, чтобы шнурки можно было завязать элитным бантиком, длина свободного конца шнурка должна быть L. Какова должна быть длина шнурка для этих ботинок?

Программа получает на вход четыре натуральных числа a, b, L и N. Программа должна выводить одно число – искомую длину шнурка.

Пример

Ввод Вывод
2
1
3
4
26

M: Парты

В некоторой школе решили набрать три новых математических класса и оборудовать кабинеты для них новыми партами. За каждой партой может сидеть два учащихся. Известно количество учащихся в каждом из трех классов. Выведите наименьшее число парт, которое нужно приобрести для них.

Программа получает на вход три натуральных числа: количество учащихся в каждом из трех классов.

Пример

Ввод Вывод
20
21
22
32

N: Электронные часы - 1

Дано число n. С начала суток прошло n минут. Определите, сколько часов и минут будут показывать электронные часы в этот момент. Программа должна вывести два числа: количество часов (от 0 до 23) и количество минут (от 0 до 59). Учтите, что число n может быть больше, чем количество минут в сутках.

Пример

Ввод Вывод
150
2 30
1441
0 1

O: Электронные часы - 2

Электронные часы показывают время в формате h:mm:ss, то есть сначала записывается количество часов, потом обязательно двузначное количество минут, затем обязательно двузначное количество секунд. Количество минут и секунд при необходимости дополняются до двузначного числа нулями.

С начала суток прошло n секунд. Выведите, что покажут часы.

Пример

Ввод Вывод
3602
1:00:02
129700
12:01:40