Электронные таблицы
Урок 22 декабря.
Краткий конспект темы
- Функции и формулы:
- Важно: Убедитесь, что вы понимаете разницу между относительным и абсолютным адресом (что то же самое, понимаете, чем отличаются записи =A1, =$A1, =$A$1 и =A$1)
- Построить таблицу квадратов. Пояснение: смотрите пример - пользователь вводит данные в желтые ячейки, и от этого автоматически перестраивается таблица
- Построить треугольник Паскаля
- Форматы представления данных
- Введите в ячейку номер телефона в таком формате: +7-495-434-26-44. Объясните получившийся эффект. Предложите как
можно больше способов борьбы с ним.
- Введите в ячейку A1 дату, например, 29.02.12. В другую ячейку введите формулу =A1+1. Объясните полученный эффект.
Какие еще операции с датами бывают? Какой в них смысл? Теперь в ячейку, в которой записана дата, попробуйте записать какое-нибудь число, например, 1543.
Объясните эффект.
Как хранится дата в электронных таблицах?
- Разные опции при копировании ячеек
- Поиск и замена
- Возьмите этот файлик: скачать и выполните в нем следующие задания:
- Найдите, сколько раз в нем встречается число 43 (43 в числе 143 не считается)
- Представьте, что вас попросили напечатать такую табличку, а в последний момент перед пеатью попросили все числа 43 заменить на 15
(все остальное должно остаться без изменений). Ваша задача - получить такую же табличку, как исходная, с выполненными заменами
(что при этом происходит с формулами, которыми это все считается - не важно, важно, что табличка должна соответствующе выглядеть при печати).
- Задача про ипотеку
- Сортировка и фильтры
- Чтобы вам было на чем тренироваться, вот вам файлик с результатами регионального этапа по информатике этого года:
скачать. Можно попробовать выполнить следующие упражнения:
- Дополните табличку информацией про то, сколько человек решило каждую из задач на 100 баллов
- У скольки человек результат за 1-ю задачу хуже, чем за 2-ю?
- Сколько участников не получили 0 ни за одну из 8 задач (т.е. получили ненулевой балл по каждой задаче)? Сколько среди них победителей и призеров?
- Постройте таблицу результатов только по 9 классам.
- Сколько человек участвовало из 1543? Из какой школы было больше всего участников?
- Из скольки разных школ были участники?
- Построение графиков
- Важно: Не забывайте, что оси координат и графики должны быть подписаны.
- Постройке на одних осях графики функций
y = x2 + 3x - 4
и y = -2x2 + 8
- Постройте графики трех функций: синус, косинус, тангенс на одних осях.
- Постройте график с распределением баллов участников регионального этапа по информатике.
- Визуальное оформление:
- Закрепление строк и столбцов
- Границы ячеек
- Объединение ячеек
- Цвет, шрифт, направление текста
- Управление разбиением на страницы, сквозные строки/столбцы
- Разные "листы" в одном "документе"
- Сводные таблицы:
- построение сводной таблицы,
- изменение аггрегирующей функции,
- построение графиков,
- обновление данных
- Слияние:
- Слияние шаблона из Word + данных из Excel
- Импорт и экспорт данных:
- Формат csv - как устроен внутри
- Как импортировать текстовый файл
- "Текст по столбцам"
Урок 9 марта. Упражнения к уроку
Задание 1.
Возьмите табличку с результатами регионального этапа по информатике этого года:
скачать. Сделайте, чтобы на втором листе можно было ввести фамилию и имя участника, и увидеть его баллы.
Задание 2.
В той же табличке с результатами регионального этапа выделите зеленым все ячейки, в которых стоит 100 баллов за задачу.
Задание 3. Сделайте решатель уравнения Ax2+Bx+C=0.
В 3 ячейки вводятся A, B, C. Где-то ниже в ячейках отображаются решения уравнения. Сообщений об ошибке в этих ячейках не должно возникать никогда!
Задание 4. Дан архив погоды в Москве за январь 2017 года.
Выполните следующие задания:
- Вставьте соответствующую табличку в Excel. Обратите внимание на заголовки столбцов. Постарайтесь сделать так же.
- Вычислите суммарное количество осадков, которое выпало за этот месяц
- Постройте график температуры за месяц. Нужно, чтобы на этом графике одновременно была показана минимальная, максимальная и средняя температура за день.
Дата, январь 2017 |
Температура воздуха, °C |
Осадки, мм |
минимум |
средняя |
максимум |
отклонение от нормы |
1 |
0.6 |
1.5 |
2.0 | +7.5 | 0.9 |
2 |
-0.1 |
1.1 |
1.7 | +7.1 | 3.9 |
3 |
-8.8 |
-5.6 |
-0.1 | +0.5 | 2.0 |
4 |
-11.7 |
-10.3 |
-8.6 | -4.2 | 1.4 |
5 |
-17.1 |
-11.7 |
-8.5 | -5.6 | 5.0 |
6 |
-27.2 |
-24.5 |
-17.1 | -18.4 | 0.7 |
7 |
-29.9 |
-27.4 |
-23.5 | -21.2 | 0.0 |
8 |
-28.6 |
-25.6 |
-21.5 | -19.4 | 0.0 |
9 |
-25.5 |
-20.8 |
-15.3 | -14.6 | 0.0 |
10 |
-15.6 |
-10.0 |
-6.7 | -3.8 | 0.0 |
11 |
-11.9 |
-9.2 |
-6.5 | -2.9 | 0.2 |
12 |
-11.0 |
-8.8 |
-6.8 | -2.5 | 4.5 |
13 |
-6.8 |
-3.9 |
-3.0 | +2.4 | 2.0 |
14 |
-5.1 |
-3.0 |
-1.0 | +3.4 | 0.0 |
15 |
-1.9 |
-1.2 |
-0.5 | +5.2 | 6.0 |
16 |
-1.7 |
-1.0 |
0.4 | +5.4 | 0.9 |
17 |
-8.1 |
-3.7 |
-1.4 | +2.8 | 0.4 |
18 |
-5.7 |
-4.7 |
-3.2 | +1.8 | 0.0 |
19 |
-5.4 |
-3.9 |
-2.7 | +2.7 | 0.0 |
20 |
-4.7 |
-2.2 |
0.9 | +4.4 | 0.0 |
21 |
-5.2 |
-3.5 |
-1.8 | +3.2 | 0.5 |
22 |
-8.3 |
-4.7 |
-0.7 | +2.0 | 0.9 |
23 |
-2.0 |
-0.1 |
1.5 | +6.6 | 1.4 |
24 |
-1.6 |
-0.5 |
0.9 | +6.3 | 3.0 |
25 |
-14.8 |
-10.5 |
-1.6 | -3.7 | 5.0 |
26 |
-22.9 |
-15.8 |
-10.9 | -8.9 | 3.0 |
27 |
-10.9 |
-5.2 |
-1.8 | +1.8 | 1.2 |
28 |
-2.5 |
-1.7 |
-1.2 | +5.3 | 0.2 |
29 |
-7.4 |
-6.3 |
-2.5 | +0.8 | 0.0 |
30 |
-12.0 |
-9.3 |
-6.4 | -2.2 | 0.0 |
31 |
-11.7 |
-9.5 |
-7.3 | -2.3 | 0.3 | |
Зачет
Задание 1. Файлик для задания. Выполните задания "и" и "к": посчитайте учащихся, которые участся без "двоек", и отдельно имеющих не более одной "двойки"
Задание 2. Цель: графически решить уравнение x3 - 43x2 + 15x - 1543 = 0. Нам нужно с какой-то наперед заданной точностью
(например, 3 знака после запятой) найти все корни этого уравнения. Для этого постройте график уравнения. При этом сначала стоит построить
график на "обзорном" масштабе, а затем перестроить в окрестностях корней. Вы должны уметь быстро перестроить график, чтобы найти корень более точно
(например, если я попрошу найти корень с точностью 4 знаков после запятой).
Задание 3. Тот же файл, что и в первом задании: файлик для задания.
Постройте табичку, где будет посчитан в разбивке по классам (т.е. отдельно для каждого класса) средний балл по информатике среди тех, у кого по математике "5".
Задание 4. Файлик для задания. В файле дан официальный курс доллара к рублю на 2020 год. Курс определяется не каждый день - в выходные, курс не меняется, а действует курс, определенный накануне.
Пусть мы получаем зарплату в рублях, и хотим на свободные рубли покупать доллары. Будем использовать две стратегии:
Стратегия 1: каждый день покупать по 1 доллару
Стратегия 2: каждый день покупать долларов на 100 рублей (не страшно, если получится не целое число долларов - будем считать, что все операции происходят безналично, и учитываются с большим числом знаком после запятой)
Средняя цена купленных нами долларов определяется как суммарное число рублей, которые мы потратили на покупки, деленное на суммарное число долларов на конец года.
Посчитайте, какая стратегия даст нам более низкую среднюю цену доллара - первая или вторая (задача со звездочкой по математике - докажите, что эта стратегия всегда будет давать более низкую среднюю цену).
Упрощение задачи (если не получается решить задачу в исходной формулировке): решите задачу, если покупки происходят не каждый день года, а только в те дни, в которые определяется курс доллара.
Задание 5. Файлик для задания. В этом файле две вкладки - результаты Всеросса по математике,
и результаты Всеросса по информатике. Породите список школьников, которые были участниками обеих олимпиад.