Электронные таблицы
Краткий конспект темы
- Функции и формулы:
- Важно: Убедитесь, что вы понимаете разницу между относительным и абсолютным адресом (что то же самое, понимаете, чем отличаются записи =A1, =$A1, =$A$1 и =A$1)
- Построить таблицу квадратов. Пояснение: смотрите пример - пользователь вводит данные в желтые ячейки, и от этого автоматически перестраивается таблица
- Построить треугольник Паскаля
- Форматы представления данных
- Введите в ячейку номер телефона в таком формате: +7-495-434-26-44. Объясните получившийся эффект. Предложите как
можно больше способов борьбы с ним.
- Введите в ячейку A1 дату, например, 29.02.12. В другую ячейку введите формулу =A1+1. Объясните полученный эффект.
Какие еще операции с датами бывают? Какой в них смысл? Теперь в ячейку, в которой записана дата, попробуйте записать какое-нибудь число, например, 1543.
Объясните эффект.
Как хранится дата в электронных таблицах?
- Разные опции при копировании ячеек
- Поиск и замена
- Возьмите этот файлик: скачать и выполните в нем следующие задания:
- Найдите, сколько раз в нем встречается число 43 (43 в числе 143 не считается)
- Представьте, что вас попросили напечатать такую табличку, а в последний момент перед печатью попросили все числа 43 заменить на 15
(все остальное должно остаться без изменений). Ваша задача - получить такую же табличку, как исходная, с выполненными заменами
(что при этом происходит с формулами, которыми это все считается - не важно, важно, что табличка должна соответствующе выглядеть при печати).
- Задача про ипотеку
- Сортировка и фильтры
- Чтобы вам было на чем тренироваться, вот вам файлик с результатами регионального этапа по информатике этого года:
скачать. Можно попробовать выполнить следующие упражнения:
- Дополните табличку информацией про то, сколько человек решило каждую из задач на 100 баллов
- У скольки человек результат за 1-ю задачу хуже, чем за 2-ю?
- Сколько участников не получили 0 ни за одну из 8 задач (т.е. получили ненулевой балл по каждой задаче)?
- Постройте таблицу результатов только по 9 классам.
- Сколько человек участвовало из 1543? Из какой школы было больше всего участников?
- Из скольки разных школ были участники?
- Построение графиков
- Важно: Не забывайте, что оси координат и графики должны быть подписаны.
- Постройке на одних осях графики функций
y = x2 + 3x - 4
и y = -2x2 + 8
- Постройте графики трех функций: синус, косинус, тангенс на одних осях.
- Постройте график с распределением баллов участников регионального этапа по информатике.
- Визуальное оформление:
- Закрепление строк и столбцов
- Границы ячеек
- Объединение ячеек
- Цвет, шрифт, направление текста
- Управление разбиением на страницы, сквозные строки/столбцы
- Разные "листы" в одном "документе"
Урок 18 января. Самостоятельная работа
Возьмите табличку с шаблоном для самостоятельной. В этой табличке 3 листа, каждое задание на своем листе.
- Задание про акции. Вам дана табличка, в которой в ячейке I1 записан курс доллара, а в строчках со 2-й по 21-ю
перечислены акции (в осномном американских) компаний и указана стоимость акций в долларах, и количество акций, которое есть
у некоторого инвестора. Заполните формулами серые ячейки таблицы так, чтобы для каждой компании мы посчитали суммарную
стоимость акций в долларах и рублях, а также общее число акций, их суммарную стоимость в долларах и рублях.
- Задания про восьмеричную систему счисления. На этом листе два задания. В первом надо реализовать сложение
в столбик в восьмеричной системе счисления. Во втором нужно десятичное число перевести в восьмеричную систему счисления.
Давайте договоримся, что все восьмеричные числа записываются по одной цифре в ячейке.
- Задания про курс доллара. Вам дана табличка с курсом доллара, который устанавливал Центральный банк России, за 2021 год.
В ячейке H1 посчитайте средний курс за год. В ячейке H4 посчитайте, сколько дней года курс доллара был больше значения,
записанного в ячейке H3.
Урок 8 февраля. Снова самостоятельная работа
- Задание 1. Возьмите файл с результатами регионального этапа по информатике этого года:
скачать. Считается, что участник решил задачу полность, если он набрал по ней 100 баллов.
По исходной таблице постройте новую таблицу, где в столбцах D-K для каждого участника будет стоять 1, если участник решил
эту задачу полностью, и 0 - если не решил. Посчитайте в столбце L для каждого участника сколько задач он решил, а также (в последней строке)
сколько участников решило каждую задачу. Если вам нужно, вы можете использовать столбцы начиная с N для вспомогательных данных.
- Задание 2. Возьмите все тот же файл с результатами регионального этапа по информатике этого года:
скачать. Сколько 9-классников участвовало в этой олимпиаде?
Посчитайте средний балл 9-классника на этой олимпиаде.
- Задание 3. Постройте график функции
y = 10x3 + 5x2 - 10x + 1
и найдите (с некоторой точностью) все ее корни (то есть при каких x функция обращается в 0).
- Задание 4. Снова возьмите файл с результатами регионального этапа по информатике этого года:
скачать. Добавьте столбец, в котором каждому участнику укажите место, которое он занял.
При этом если какие-то участники набрали одинаковое количество баллов, то и номер места у них должен быть одинаковый
(минимально возможный). То есть если у нас 11 участников набрали по 800 баллов, то все они заняли первое место, а следующий за ними участник - занял 12-е место. Дальше очевидно (там каждый участник занял свое место).
Потом участник, набравший 748 баллов, занял 17-е место, все участники с 747 баллами - 18-е, а участник с 746 баллами - 25-е. И так далее.
Смотрите пример
Урок 15 февраля
С помощью сортировки и фильтров решите задачи, похожие на то, что вы делали на прошлом уроке:
- Задание 1. Возьмите файл с результатами регионального этапа по информатике этого года:
скачать. Посчитайте, сколько участников решило полностью первую задачу? А вторую?
А сколько участников набрало по 2 задаче не менее 60 баллов?
- Задание 2. Возьмите все тот же файл с результатами регионального этапа по информатике этого года:
скачать. Сколько 9-классников участвовало в этой олимпиаде?
Посчитайте средний балл 9-классника на этой олимпиаде.
- Задание 3. Снова возьмите файл с результатами регионального этапа по информатике этого года:
скачать. Проставьте каждому участнику, какое место он занял в своем классе (то есть места
нумеруются отдельно по 11, отдельно по 10, по 9, и так далее классам). При этом сегодня допускается, чтобы участники,
набравшие одинаковые баллы, получили бы последовательные места (например, 20, 21 и 22). Постарайтесь решить эту задачу,
вообще не пользуясь формулами. При этом хочется, чтобы в итоговом файле участники шли бы в том же порядке, что и в исходном.
- Задание 4. Опять возьмите файл с результатами регионального этапа по информатике этого года:
скачать. Сделайте сервис просмотра результатов конкретного участника, то есть в какую-то
ячейку я вбиваю фамилию и имя участника, в соседней ячейке мне показывают набранный им суммарный балл.
Подсказка: эта задача уже не на сортировку и фильтры, а на функции =ИНДЕКС
и =ПОИСКПОЗ
- Задание 5. Опять возьмите файл с результатами регионального этапа по информатике этого года:
скачать. После ЕГЭ часто показывают распределение баллов участников как на картинке ниже
(когда для каждого значения балла показано, сколько участников набрали ровно такой балл).
Постройте аналогичный график для нашей олимпиады.
Урок 15 марта
Файл с заданиями